Поручение о введении курортного сбора — лишь одно из целого ряда поручений, подписанных в четверг президентом по итогам заседания президиума Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности российских курортов.
Так, к 1 марта 2017-го в законодательство должны быть внесены изменения, предполагающие наделение Федерального агентства по туризму правами на рекламу турпродуктов, включая информирование больниц и поликлиник о возможностях санаториев и курортов.
А до 1 апреля 2017 года должен быть рассмотрен вопрос о создания территорий опережающего развития на территориях курортов, а к 1 мая уже разработана и утверждена стратегия развития санаторно-курортного комплекса страны.
- Вадим Викторович, вы уже представляете себе, каким образом будет взиматься курортный сбор?
- Тут вариантов не много. С точки зрения практики, которая существует за рубежом, и с точки зрения логики, делать это удобнее всего в местах размещения туристов, то есть в отелях.
- О какой сумме идет речь?
- Министр по туризму Крыма, к примеру, посчитал необходимым назвать сумму в 300 рублей, в качестве единовременной выплаты.
- Независимо от количества дней проживания?
- В этом-то, на мой взгляд, есть несправедливость: человек приехал на выходные, на неделю или на месяц, а платит всегда одинаково. Наверное, это не очень правильно. За рубежом есть практика, где курортный сбор устанавливается за каждую ночевку. Понятно, что он взимается единовременно, примерно из расчета 1 доллар в сутки.
- Разговоры о введении курортного сбора идут не один год. Были какие-то сложные моменты, которые мешали принять его?
- Да, дебаты идут давно. И мне непонятно, почему в качестве пилотного проекта его не внедрили 3-4 года назад в каком-то регионе в це5лом и не посмотрели на эффективность? Опасения, что отдыхающих может оттолкнуть сумма в 300 рублей, наверняка тут не уместны. Но так или иначе, размер сбора пока не определен, предложения поступают разные.
Второй момент — механизм сбора. Если речь идет о приличном отеле или санатории, где регистрация гостя не вызывает никаких вопросов, - это одно. А вот как прикажете учитывать постояльцев частного сектора, мини-отелей, гостевых домов, из которые, надо полагать, не все работают по-белому? Тут нужно продумать, как сделать один закон единым для всех.
- Есть успешные примеры, которые доказывают, что сбор помогает развиваться курортам?
- Конечно есть, и их много. В Европе весь рынок легальный, сформированный, поэтому сами по себе города выглядят иначе, чем наши курорты. Но, я верю, придет время, когда и наши города приведут в порядок, причешут, уберут шалманы и самострой. На это нужны время и деньги. Курортный сбор может этому способствовать. Главное, чтобы деньги шли на развитие курортов, а не оседали в чьих-то карманах.