Закон о банкротстве физических лиц вступил в силу 1 октября 2015 года. По нему объявить себя банкротом может гражданин, чей долг превышает 500 тыс. рублей сроком свыше 90 дней по всем видам розничных кредитов и займов. Пока банкротов не более 10 тыс. Но вскоре их ряды наверняка резко увеличатся. Так, по данным НКБИ, с начала года насчитывается 622 тыс. «кандидатов» в банкроты. При этом средний возраст потенциального разорившегося составляет 37,8 года. То есть попросту вымывается самая экономически активная группа россиян.
А как показывает практика, именно в этом возрасте россияне чаще всего берут кредиты, причем, долгосрочные. В частности, на приобретение жилья или машины. Сейчас доля таких заемщиков в ипотечном и автомобильном кредитовании составляет 30-40%.
Поэтому если все потенциальные банкроты станут реальными, то это грозит снижением прибыли банков в ближайшие пять лет. Именно в течение этого срока разорившиеся должники не имеют права брать очередные кредиты.
«Как правило только посредством кредитов граждане могут купить себе квартиры и авто. Так, например, в продажах нового жилья доля ипотек достигает 45% », — поясняет «МК» старший аналитик ГК FOREX CLUB Алена Афанасьева.
То есть ограничение возможности брать новые кредиты может сказаться на российском автопроме и на строительном рынке. «Именно в этих отраслях уже не хватает качественных заемщиков или состоятельных покупателей. К примеру, по последним данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», за восемь месяцев 2016 года объем рынка новых легковых автомобилей в России составил 780,2 тыс. единиц, что на 8,4% меньше, чем было в прошлом году за аналогичный период», — продолжает эксперт.
Кроме того, не стоит забывать, что среди потенциальных банкротов есть и индивидуальные предприниматели, которые брали займы под свой бизнес. То есть и они выпадают из кредитования и соответственно не смогут дальше продолжать свое дело, которое должно было стать драйвером роста отечественной экономики. При этом останутся без рабочих мест трудящиеся на ИП, а также в строительном и автомобильном секторах.
Но, по словам адвоката Владимира Постанюка, количество потенциальных банкротов может оказаться больше. «Действующий закон о банкротстве физических лиц неоднократно подвергался критике. И одна из главных претензий заключается в том, что за сопровождение оформления процедуры банкротства платит сам гражданин — то есть потенциальный банкрот. Он оплачивает услуги финансового управляющего, который ведет процедуру, оплачивает пошлины и так далее. Поэтому говорить о 622 тыс. потенциальных банкротов — значит преуменьшать показатели. На практике их может быть еще больше», — полагает адвокат Владимир Постанюк.
Более того, по словам экспертов, проблемы у нерадивых заемщиков продолжатся и после пятилетнего кредитного моратория. Банки будут придерживаться низкорисковой стратегии и тщательно оценивать будущих заемщиков. Впрочем, число одобренных заявок уже сейчас крайне невелико. По данным НБКИ, если в 2014 году в среднем этот показатель составлял 9,5%, то летом 2016 года он снизился до 9,4%.