После свержения Виктора Януковича Украина дважды получала транши МВФ в 2014 году (3,19 и 1,39 млрд долларов) и дважды в 2015 году (5 и 1,7 млрд долларов). Формально Запад требует от Украины, чтобы деньги пошли на проведение глубоких демократических реформ, но на практике Киев должен приватизировать госпредприятия, повысить пенсионный возраст и снизить социальные расходы в государственном бюджете. К тому же из-за войны на Донбассе и торгового противостояния с Россией экономика Незалежной разваливается на глазах, поэтому кредиты практически целиком уходят на поддержание курса гривны.
На те же цели должен пойти нынешний транш, причем украинцы надеялись получить 1,7 млрд долларов, но из-за смены правительства в начале 2016 года, произошедшего в том числе из-за недовольства МВФ реформами на Украине и многочисленных обвинений в невероятном уровне коррупции, переговоры сначала заморозили, а потом срезали сумму до 1 млрд.
Если бы МВФ отказал Киеву в очередном денежном переводе, следом за ним Украина лишилась бы обещанных кредитов США, Евросоюза и Всемирного банка для реализации энергетических проектов на общую сумму 2,1 млрд долларов. Но в этот раз обошлось, и теперь украинские власти надеются, что к концу года МВФ выделит им еще 1,3 млрд долларов.
Что касается «выхода из кризиса», объявленного Лагард, то по итогам 2015 года инфляция на Украине составила 43,3%, а ВВП сократился на 9,9%, сообщает Госстат республики. При этом, по оценкам Нацбанка, в конце 2016 года инфляция составит примерно 12%, но цена за электричество выросла на 80%, бензин подорожал на 13%, водка и сигареты стали стоить на 19% больше и так далее. То есть реальный уровень инфляции можно смело увеличивать в несколько раз.
Вот такой пример украинской экономической стратегии: оборвать все связи с Москвой, потерять на этом 15 млрд долларов, а потом клянчить у Запада копейки. В результате внешний долг Украины по состоянию на 15 сентября составил 68 млрд долларов, которые однажды придется вернуть. «МК» выяснил у экспертов, на что рассчитывает Киев.
Денис ДЕНИСОВ, глава украинского филиала Института стран СНГ:
— Украина попалась на удочку МВФ благодаря непродуманной экономической политике теперь уже бывшего премьер-министра Арсения Яценюка. В принципе Киев мог бы самостоятельно справиться со своими проблемами, если бы приватизировал часть государственного имущества по рыночным ценам. Но так как правящая верхушка продолжает воровать, выставленные на аукцион предприятия благодаря коррупционным схемам уходят за полцены. Например, Одесский припортовый завод продают за 150 млн долларов, хотя еще в 2008 году его почти продали за 1 млрд долларов, и даже эта цифра считалась заниженной. Поэтому, чтобы залатать бюджетные дыры, Киев вынужден брать иностранные кредиты. При этом погашать внешний долг Украине опять же придется за счет распродажи своей собственности. Не удивлюсь, если через несколько лет украинские железные дороги за копейки перейдут под управление иностранных фирм.
Константин БОНДАРЕНКО, глава фонда «Украинская политика»:
— Многие считают, что украинские власти разворовывают иностранные кредиты, а возвращать их приходится простому народу. Однако МВФ внимательно следит за тем, как расходуются его средства, и он не стал бы выделять очередной транш, если бы не был уверен, что деньги будут растрачены по назначению. Между тем новый кредит пойдет на укрепление гривны и выплату внешнего долга, который увеличивается каждый раз, как мы берем в долг. Никто на Украине не понимает, каким образом страна будет выходить из этого замкнутого круга. У нас уничтожена вся промышленность, мы потеряли таможенные сборы на западной границе и добычу угля на Донбассе... Несмотря на это, Киев пытается представить получение денег от иностранных организаций как свою политическую победу, но вряд ли в это кто-то верит.