— В этом году вспышки АЧС зафиксировали в 15 регионах. Однако сама тема не нова. Так каждый год происходит. Когда же эта зараза впервые появилась в России?
— По Европе АЧС гуляет несколько десятилетий. В России первый случай заболевания кабанов зафиксирован в 2007 году в Чечне. Болезнь была занесена мигрирующим зверьем из Закавказья. Год спустя в Северной Осетии чуму подцепили и домашние животные. В тех местах распространен свободногульный выпас свиней — они ходят в лес, контактируют с дикими собратьями.
Три года эпизоотия (эпидемия) АЧС в дикой фауне ограничивалась субъектами Южного и Северо-Кавказского округов. Пять лет назад ситуация поменялась. Болезнь стала распространяться на значительные расстояния. Весной 2011 года массовые вспышки АЧС были зарегистрированы у домашних свиней на территории Центральной России. Сформировался второй очаг в Тверской области, куда вирус АЧС был завезен вместе с инфицированной продукцией свиноводства.
Ухудшению ситуации способствовали несанкционированные захоронения трупов свиней, инфицированных АЧС. На протяжении нескольких месяцев власти это тщательно скрывали. Погибшее поголовье в нарушение всех норм и правил выбрасывалось в леса и на свалки. В результате произошло заражение чумой популяции диких кабанов не только в Тверской, но и в Новгородской области.
— Из этого можно сделать два вывода. Первый. Вирус АЧС в центр страны принесли вовсе не кабаны, а человек. Второй. Власти сами виноваты в эпидемии, поскольку долгое время замалчивали проблему и не боролись с ней должным образом.
— Совершенно верно. Анализ распространения АЧС позволяет это утверждать. Речь идет об аномально быстром переносе вируса на большие расстояния, отсутствии в большинстве случаев взаимосвязи очагов заболевания, очевидная прослеживаемость распространения заразы по магистральным транспортным потокам, появление болезни на крупных свиноводческих предприятиях (например, в Воронежской области), имеющих самый высокий зоосанитарный статус. Наконец, наличие вспышек болезни в регионах, где кабаны вовсе не обитают. Поэтому быстрое распространение чумы является следствием неконтролируемого перемещения инфицированных домашних свиней или их мяса.
Дикий кабан может передать инфекцию только при непосредственном контакте с домашними свиньями, что противоречит практике ведения свиноводства в той же Тверской области. Роль кабана в качестве резервуара инфекции не доказана ни в одной стране Европы.
— Однако глава Минсельхоза Александр Ткачев придерживается прямо противоположной позиции. Он во всем винит диких кабанов.
— С точки зрения ведущих экспертов, ветеринаров, основными определяющими факторами распространения АЧС являются продолжающая поставка свиней и продуктов свиноводства из инфицированных в свободные от АЧС зоны, задержка действий властей в цепи «диагноз-карантин», отсутствие действующих превентивных программ у субъектов, а также неблагополучная эпизоотическая ситуация в странах ЕС, на Украине и в Беларуси. Ведь кабаны не знают границ и контактируют между собой.
— Получается, кабаны ни в чем не виноваты и убивать их не надо?
— Более чем 30-летний опыт борьбы с АЧС в странах Евросоюза, прежде всего в Испании, подтверждает, что исключение перемещения в чистые зоны зараженной АЧС продукции является исчерпывающей мерой по предотвращению этой беды. В России же из-за неспособности органов ветеринарного надзора практически повсеместно такой запрет не соблюдается.
«Депопуляция», или отстрел кабанов, приведет не к сокращению, а к распространению болезни, поскольку распугиваемые животные будут разбегаться. В той же Испании рекомендуемая плотность кабанов на территориях с АЧС составляет 5–10 особей на 1000 га, на других — 30–40 особей. И никаких экстремальных мер. У нас же этот показатель призывают довести до 0,5 особи на 1000 га!!!
В общем, надуманная Минсельхозом и руководством ветеринарной службы проблема переноса и распространения АЧС дикими кабанами — не более чем способ оправдать неспособность организовать и провести на должном уровне комплекс необходимых профилактических и карантинных мероприятий, издать соответствующие нормативно-правовые акты. Не говоря уже о том, что организация «депопуляции», очевидно, дорогостоящее мероприятие. Так что надо ожидать, что Минсельхозу на это потребуются существенные бюджетные средства.