С тем, что подобные заявления полезны для российской сырьевой экономики не спорят и отечественные эксперты. Однако они не верят в то, что обещание Путина о заморозке добычи сбудутся. Об этом «МК» беседует с экспертом по нефтегазовому рынку Михаилом Крутихиным.
- Конечно, заявление Путина дало позитивный эффект. Котировки нефти повысились, но давайте заглянем правде в глаза — очень не намного. Сейчас еще какое-то время рынки, возможно, и поживут в предчувствии того, что заморозка добычи произойдет. Но на мой взгляд она невозможна. В этом наши мнения с президентом Путиным расходятся. Я вижу, что все страны, добывающие нефть, включая Россию, стараются добывать так много, как только получается. Все, что можно продать — добывается и продается. Саудовская Аравия собирается увеличить добычу не меньше, чем на два миллиона баррелей в сутки, Иран неуклонно идет к четырем миллионам баррелей.
И если кто-то вдруг заморозит добычу, то это место немедленно займут те, кто в этом сговоре не участвует. В частности — американские сланцевые компании. Как только цена на нефть дойдет до $50 – они немедленно начнут пускать все новые и новые буровые установки. Нефть польется еще более полноводной рекой и опять придавит цены вниз.
Поэтому даже если на совещании Россия-ОПЕК и будет принято какое-то декларативное решение, то практического значения оно иметь не будет. Никто не собирается уступать свою нишу на рынке.
- Путин понимает это и просто лукавит, чтобы поддержать рынок, или заблуждается?
- Я не знаю, во что он верит. Путин когда-то говорил, что нефть не может опуститься до $80. Потому что это обернулось бы крахом мировой экономики. Правда, сейчас он заявляет, что не помнит, когда это говорил. А если и говорил, то ошибся. Он не очень сильный экономист, его прогнозы в этой сфере часто бывают ошибочными.
Эти прогнозы иногда помогают рынку, или помогают кому-то выгодно сыграть на рынке. Но не сбываются.
- Каков ваш прогноз по динамике цен на нефть?
- Начиная с последнего квартала 2014 года я свой прогноз не менял. Средняя по 2015 и 2016 году - $45. Хотя даже в нашем правительстве иногда дают более пессимистический прогноз - $41.