Игорь НИКОЛАЕВ, профессор Высшей школы экономики:
- Близится осень, а это — время года, когда у нас традиционно возникают сомнения в крепости рубля. На этот раз на психологический сезонный фактор накладываются ожидающие нас политические и экономические события, которые на национальную валюту действительно повлияют.
У многих укоренилось представление, что рубль будут «держать» до выборов. И в этом есть большая доля правды. Для властей важно выполнить эту задачу. Но чем ближе сентябрь, тем острее вопрос: а что потом? И ожидания ослабления влияют на рынок прямо сейчас, поэтому национальная валюта проседает раньше времени.
А в последние дни появилась очень важная информация о том, что будет происходить с нефтью. Наметился поворот в сланцевой добыче в США. Там вновь стало устойчиво расти число буровых установок. Завершился период, когда казалось, что перспективы сланцевой добычи при низких ценах печальны. Теперь уже видно, что сланцевики приспособились, и $40 за баррель их вполне устраивает. Они готовы наращивать добычу, и это уже сказалось на мировом рынке нефти. И на рубле это тоже отражается.
Уходит в прошлое и еще один фактор, который поддерживал рубль последние месяцы. Я говорю о политике девалютизации банковских активов. Весной нормы резервирования по валютным вкладам были резко повышены. Это - фактически запретительная мера на привлечение валютных вкладов. Она привела к тому, что рубль стоял крепко, но государство не может поступать так с банками вечно. Это начинает негативно сказываться на их финансовом состоянии. Мы подошли к естественной границе девалютизации банковских активов, необходимость отменять такую политику наступила. Что очень серьезно повлияет на курс.
Есть и другие общеизвестные факторы: экономический кризис и так далее... Все они в совокупности заставляют дать такой прогноз: 80 рублей за доллар к концу года.
- С точки зрения исполнения бюджета такой курс даже выгоден государству...
- С политической точки зрения сейчас наиболее важная задача - удержать нынешний курс рубля до 18 сентября. А потом можно будет пожертвовать рублем для того, чтобы выполнять социальные обязательства перед гражданами. Многие это понимают уже сейчас, отсюда и ожидания ослабления рубля.
К сожалению, у нас все как обычно: конец августа и осень — небезосновательное ожидание больших проблем...
Михаил КРУТИХИН, экономический аналитик:
- Относительно высокая цена на нефть пока держится за счет странных и ничем не подкрепленных ожиданий, будто произойдет некая заморозка ее добычи экспортерами. Но я придерживаюсь пессимистической точки зрения: этого не будет. Потому что все крупные участники процесса гонят столько нефти, сколько это возможно, по максимуму, и снижать темпы не собираются. Добыча растет, а потребление не увеличивается. Я думаю, что в ближайшее время, уже в третьем квартале мы увидим значительное снижение цен на нефть.
- Насколько значительное?
- Пытаться угадать точную цифру не имеет никакого смысла, но судя по всему средняя цена по 2016 году будет примерно $45. То есть, в отдельные моменты осенних месяцев я на исключаю падения цены и до $40. Колебания будут сильными, но в среднем мы в любом случае увидим процесс устойчивого обесценивания углеводородов.
- А чего ждать от «черного золота» в более долгосрочной перспективе? Есть вероятность роста цены?
- Я думаю, что некоторое подорожание нефти мы заметим в будущем году. Прогнозируется долгожданный рост ее потребления из-за подъема экономики. Но я очень сильно опасаюсь, что добыча продолжит увеличиваться опережающими темпами, это не даст сократить разрыв между предложением и спросом, и в итоге мы увидим не тот бонус, которого хотелось бы: подорожание будет, но небольшим. В среднем нефть в течение следующего года окажется на $5 дороже, чем в уходящем году.
- Как вы оцениваете перспективы рубля до конца текущего года?
- Месяца три-четыре назад на встрече группы экономистов с публикой я сделал прогноз, что к концу года биржевой курс может быть и 100 рублей за доллар. Сейчас я с большим интересом наблюдаю за гласными и негласными усилиями по поддержанию рубля в его нынешнем состоянии. Они очевидно успешны. Но у меня есть подозрения, что после выборов 18 сентября эти усилия прекратятся, и рубль покатится вниз. А до какой отметки — сами все увидим со временем.
Читайте материал по теме «Кто обрушит рубль»