Стремительное возвращение россиян на турецкие курорты на следующий день после теракта в аэропорту Стамбула вызвало нескрываемую обиду в Египте, который ныне согласен на все условия возврата туристов. И дело не только в безопасности полетов. Египтяне готовы покупать российские «Суперджеты», отдать «Росатому» контракт на строительство атомных станций. Однако заявление главы Минтранса Максима Соколова о том, что авиасообщение между Россией и Египтом может быть возобновлено до конца 2016 года, так и не сделало наших граждан ближе к Красному морю — конкретных сроков «открытия» страны пирамид не названо.
В ходе очередного раунда переговоров между российским министром транспорта и его египетским визави в пятницу, 29 июля, стороны еще раз обсудили план действий по обеспечению мер безопасности в сфере гражданской авиации. Накануне Максим Соколов говорил, что существует 17 замечаний к египетским аэропортам. Связаны они с применением автоматизированной системы доступа биометрического контроля в «чистую» зону аэропортов, многоуровневым контролем багажа, а также проверкой бортового питания и видеонаблюдения в периметре аэропортов. Кроме того, Россия настаивает на открытии собственных терминалов в египетских воздушных гаванях.
В теории, если Египет сумеет устранить все недочеты, зимние каникулы наши люди смогут провести на местных дешевых курортах. Впрочем, уверенности в этом, похоже, нет даже в Минтрансе. Вот, что говорит Максим Соколов: «Я надеюсь, что до конца этого года мы сможем, проанализировав, увидев на месте, что все работы выполнены, уже подойти к решению этого вопроса». То есть опять сплошная неопределенность.
Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин считает, что с точки зрения потребителей лучше было бы запустить авиасообщение между Россией и Египтом не позже октября. «Открытый под Новый год Египет туристам мало интересен, поскольку большинство успеют определиться с планами на зимние каникулы. Именно так произошло с Турцией, которую вернули россиянам, когда половина летнего сезона уже миновала», - считает собеседник «МК». Он также подчеркнул, что турфирмы готовы возобновить работу на египетском направлении в любой момент. У многих компаний остались замороженные депозиты на сумму более 1,5 млрд рублей. Это означает, что отели уже оплачены.
В целом будущее египетского туризма выглядит не слишком радужно. После крушения российского самолета над Синаем и катастрофы с египетским бортом в мае текущего года, за которыми, по общему мнению, стояли террористы, большинство туристов пересмотрели свои отпускные планы в пользу альтернативных направлений. По данным Всемирной туристической организации ООН, в 2010 году въездной турпоток в Египет достиг своего максимума – 14 млн человек, после чего за несколько лет обрушился до 9 млн. В этом году, по прогнозам, въездной турпоток может потерять еще 20%.
Турция не менее серьезно подпортила свой имидж. В прошлом году здесь побывали 40 млн. гостей, которые после многочисленных взрывов и неудавшегося госпереворота сто раз подумают, прежде чем снова купить путевку.
Справедливости ради стоит отметить, что Россия имеет претензии в плане безопасности и к аэропортам Турции. Однако только когда речь заходит о чартерных перевозках. Турки должны привести все авиаузлы в соответствие с международными стандартами. Проверку выполненных работ будут проводить специалисты из России. Основное внимание уделяется усилению мер безопасности при проходе пассажиров в здание аэропорта и досмотре. При этом Россия настаивает, что финансирование всех работ турецкая сторона должна взять на себя. Таким образом, пока надежды турецких властей на скорое возобновление чартерного авиасообщения также не оправдываются.