Виды на будущее
Теперь, руководствуясь официальной статистикой и нашим мониторингом, попытаемся спрогнозировать ценовое поведение сезонных и внесезонных продуктов питания. Начнем с тех, которые в июне «зависли», колебания в 0,1% учитывать не будем. Это хлебобулочные изделия из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов, консервы мясные, колбасы (вареные и полукопченые), сосиски, сардельки, молоко, творог, сметана, сыры (твердые и мягкие), чай черный байховый. Кстати, последний прибавил в цене за 6 месяцев уже более 9%. А после июньской передышки в июле снова пошел на повышение.
Завидную стабильность демонстрирует подсолнечное масло: за июнь не подорожало ни на копейку, хотя за год прибавило уже 4,2%. Сейчас 1 литр хорошо раскрученного бренда в столичном «экономе» стоит 99 рублей, а в среднем классе — 129,9. Однако и более дешевых аналогов потребителю не стоит опасаться. Как показывают исследования экспертов Роскачества, состав их почти один и тот же, а разница в цене существенная. К примеру, 1 литр масла под собственной торговой маркой (СТМ) стоит 62,5 рубля. Только не следует забывать, что этот продукт надо хранить в темном прохладном месте, особенно летом.
Яйца, по всей вероятности, прошли сезон низких цен (за июнь подешевели на 5,5%), а теперь стали понемногу набирать. В магазинах среднего класса они стоят около 40 рублей за десяток, правда, по размеру напоминают скорее перепелиные — уж очень мелкие. Приличный размер начинается от 50 рублей.
Синхронно с яйцами ведет себя сахар-песок. Если за май он подешевел на 1,5%, то за июнь подорожал на 2,5%. Судя по еженедельной динамике, тренд на повышение сохранится и в ближайшее время. Только за прошедшую неделю он подорожал на 1,7%. Ничего удивительного, «МК» еще весной прогнозировал такую ситуацию. Ведь наступает сезон варений, а спрос повышает цену.
Из группы овощей к дешевеющим огурцам и помидорам за последние две-три недели примкнул репчатый лук. Дорожающая морковь на прошлой неделе остановилась в росте. А картофель все еще ползет вверх, но уже замедленными темпами. Можно сказать, что в целом борщевой набор стабилизировался и понемногу в ближайшее время будет дешеветь. За исключением капусты. В среднем за июнь она подешевела на 10%, но со второй половины месяца опять стала набирать. За последнюю неделю подорожание составило более 4%.
Бананы в июне–июле напоминают огурцы зимой. Гниют на полках из-за упавшего спроса. Вроде и подешевели на 5–7 рублей, но все равно мало кто берет. Да и какие в жару бананы, когда кругом другой красоты полно: сезонные овощи, клубника, черешня, вишня…
Появились в продаже первые яблочки (белый налив) нового урожая. Только вот по цене пока «кусаются». В столице их продают по 120–135 рублей за 1 кг, что вдвое дороже бананов.
Летом мы не только удовлетворяем нашу потребность в витаминах, но и утоляем жажду. А вот тут наметилась тенденция, увы, не очень здоровая.
Соки-воды, пиво-раки
По данным ритейл-аудита Nielson, за год только две категории безалкогольных напитков показали рост: типа колы (+7%) и энергетики (+6%). Надо сказать, что их доля в структуре потребления все еще невелика: 10% и 2% соответственно. Остальные же «просели». Минеральная вода — на 2%, соки — на 7%, лимонады — 5%. Но лидирующие доли они пока сохраняют: 41%, 20% и 17%.
На то есть свои причины. На дорожающей минеральной воде покупатели стали экономить или вовсе отказываться от нее. Соки также прибавили в цене, да еще подрастеряли имидж своей полезности. Если их и покупают, то в основном по промо-акциям.
Таким образом, спрос россиян смещается в сторону напитков, далеких от полезных. Энергетики «приросли» тем, что продолжают свою экспансию в регионы, а также за год показали самый низкий рост цен — 3%. А в разряде колы появились низкокалорийные новинки, да еще бесконечно раскручивается их позитивный образ. Плюс привязка к спорту. Тем более что это лето выдалось богатым на спортивные события: чемпионат Европы по футболу и Олимпиада.
Еще один напиток (но уже алкогольный) ассоциируется у многих со спортом и «болением» за любимую команду. Это — пиво. Однако, по наблюдениям ВЦИОМ, 59% россиян считают просмотр спортивных соревнований под пиво неуместным. А вот на посиделках с друзьями-товарищами — в самый раз: проголосовало 68%.
Кстати, почти половина россиян (46%) равнодушны к пенному напитку и никогда его не употребляют. А остальным, похоже, надоела импортная рецептура: 72% хотели бы видеть на прилавках пиво, произведенное по традиционно русским технологиям. Есть повод призадуматься нашим пивоварам.
Скоро слипнемся
Обычно летом сладкого не хочется, за исключением мороженого. И тем не менее с весны производители шоколада заметно оживились. А почему? Дело в том, что с 28 февраля 2016 года сроком до 31 декабря 2017-го обнулены ввозные пошлины (в 3–5%) на главные его составляющие: какао-пасту и какао-масло. И результаты не заставили себя долго ждать. По данным Центра исследований кондитерского рынка, объемы ввоза пасты в апреле этого года по сравнению с мартом возросли почти на 50%, масла — на 25,7%. «Шоколадники» явно наверстывают упущенное в прошлом году, когда их отрасль оказалась практически на грани фола.
Однако потребитель может расслабиться и сильно не радоваться. Шоколад не подешевеет. Так, во всяком случае, утверждают эксперты. Освобожденный от пошлин 1 млрд рублей (в год) пойдет на восстановление отрасли. Что ж? Пускай работают — нам и китайцам во благо. А при чем тут, собственно, они? Очень даже при том: экспорт мучного и шоколадного из России в Поднебесную вырос в разы. Если и дальше все пойдет в том же ключе, то скоро Китай станет нашим покупателем №1, оттеснив Казахстан, Белоруссию и Киргизию.
Гречки нет: всю вывезли
Набирает обороты и экспорт нашей сельхозпродукции. По данным Минэкономразвития, только за первые четыре месяца он показал пятипроцентный рост (в пересчете на доллары), или 30,5% в физическом объеме поставок.
Экспорт — дело, безусловно, выгодное для страны. Однако тут важно не переборщить. А то получится как с гречкой. Бесконечно радовались рекордному прошлогоднему урожаю, экспорт наращивали. Но не учли, что запасов крупы для собственных нужд не так уж и много. Допущенный просчет привел к гречневому дефициту на внутреннем рынке. Цены, соответственно, реагируют: день ото дня растут и будут расти до завершения переработки нового урожая. По данным Росстата, с начала года крупа уже подорожала на 26,7%, превысив инфляцию более чем в 7 раз. По наблюдениям «МК» — и того больше. Так, в одном столичном магазине среднего класса самый дешевый сорт подорожал с 54,9 (в январе) до 84,5 руб., а это уже, как ни крути, плюс почти 54%.
Народу — кости, власти — мякоть
Еженедельный мониторинг цен Росстата на мясо показывает, что с начала года на 4,3% подешевела свинина, а говядина за прошлую неделю — на 0,1%. Звучит обнадеживающе — за исключением одной оговорки. В скобках есть уточнение: кроме бескостного мяса. То есть изначально среднестатистическому россиянину мякоть в ежедневном рационе даже не полагается. А впрочем, все как и в советские времена. Что было тогда на прилавках? В основном кости и неощипанная курица с лапками. Мякоть продавалась из-под полы, для «своего» контингента.
Сейчас такого дефицита нет. Но столичная цена говяжьей мякоти — свыше 500 рублей за 1 кг — большинству не по карману. Вот и проходит народ мимо, радуясь за тех, кто может себе ее позволить.
Выручает курица. Тушка стоит в Москве приемлемо и стабильно: от 100 до 130 рублей за 1 кг. Раскрученные бренды — от 150. Куриная грудка за месяц немного подорожала, в среднем на 10 рублей. Неотбеленная фермерская курица (желтая по цвету), соответственно, дороже — 140–180 руб.
Как обхитрить фермера
Москвичам «везет» по жизни. Если коммунальные услуги с 1 июля подорожали в стране на 3,4–5,5%, то в столице — на 7,5%. В тройке лидеров — Питер и Якутия: на 6,5%. За фермерские овощи на ярмарках выходного также приходится переплачивать.
Из сравнительной таблички это хорошо видно. Так, почти по двойной цене продаются картошка, огурцы, зелень. На одинаковом уровне — только редиска.
Но если покупатель экономит — он может найти пути, как это сделать. Достаточно понаблюдать. Итак, пятница — самый дорогой день на ярмарке. Стоит подождать хотя бы до вечера субботы. Тогда цены снижаются, но все равно ненамного, максимум на 10–15 рублей. А уж со второй половины воскресенья, когда фермеры уже собираются домой, можно закупить все в полцены. Но тут есть риск: выбор невелик, да и качество, скажем, ягод уже не то.
Обвеса тоже еще никто не отменял. Как правило, весов за ящиками даже не видно. Кто знает, с чего идет отсчет: c нуля или с 20 граммов? Торговля ведется бойко и быстро. Бросив на чашу товар, продавец даже не дает им успокоиться, чтобы те могли выдать правильные цифры. И вновь вспоминаются советские времена. Только тогда подпиливали чугунные гирьки, чтобы они были легче. А сейчас — мухлюют с электроникой.