Работники тепличного комплекса «Матвеевское» в Подмосковье, где выращивают огурцы и помидоры, пожаловались главе правительства, что дешевые турецкие помидоры скоро могут вновь потеснить российские, а отечественный производитель, как всегда, останется «с носом».
Медведев попытался успокоить народ. «Решений никаких не приняли, будем обсуждать с турецкими партнерами, чего и как, но это не значит, что мы немедленно побежали и все открыли. – заявил премьер. – Решение принято только одно – в отношении туристических маршрутов».
Никаких подробностей высокопоставленный гость не сообщил. Без ответа остались два главных вопроса: когда и что конкретно разрешат импортировать? Интересно, что буквально накануне вице-премьер Ольга Голодец анонсировала скорое снятие абсолютно всех санкций в отношении Турции.
Напомним, Россия полгода назад ввела запрет на поставки продовольственных товаров из Турции после того, как в ноябре 2015 года турецкий истребитель сбил наш бомбардировщик Су-24. Также ограничения коснулись чартеров, продажи туристических путевок, работы в России турецких строительных компаний.
Однако после того, как в конце июня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принес письменные извинения, Владимир Путин развернул ситуацию на 180 градусов, подписав указ, которым отменил запрет на чартерные рейсы, и поручил кабмину начать переговоры о восстановлении торговли с республикой. В настоящее время большинство санкционных пунктов формально действуют.
После того, как туркам дадут «зеленый свет», в чем сомневаться не приходится, российским сельхозпроизводителям, действительно, есть чего опасаться.
В 2014 году Россия импортировала из Турции сельхозсырья и продовольствия на $1,8 млрд. Турецкие поставки в общем объеме российского импорта этой продукции составили 4,3%. На долю фруктов, плодов и орехов приходилось 46,9% импорта, в том числе 23% – на цитрусовые, 10,8% – на виноград. На долю овощей 34%, в том числе 24,9% – на свежие томаты. Турция до сих пор является одним из крупнейших поставщиков перца, салата и капусты, не попавших под эмбарго.
Для замещения такого объема в ближайшие годы в России необходимо построить не менее двух тысяч гектаров теплиц, чтобы дополнительно произвести около одного миллиона тонн овощей. Именно такое количество ежегодно ввозится в страну период межсезонья. Плюс Россия импортирует еще около полтора миллиона тонн овощей, выращенных в открытом грунте.
Одним из первых против быстрой отмены турецкого продуктового эмбарго выступил бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Ограничения в отношении Турции свернули за один день. – посетовал он. – Сегодня отечественные производители овощей заложили огромное количество тепличных мощностей и, конечно, на них окажет влияние, когда рынок упадет. Но я бы говорил о другом влиянии на экономику – таких непредсказуемых, быстрых, не очень подготовленных мер – санкций и их отмены. Экономика – не игрушка, это сложный механизм, который настраивается годами. Если его чуть-чуть сдвинуть, последствия будут чувствоваться годами. Конечно, политика важна, но когда мы применяем меры и отменяем их, это надо сверять с экономистами, которые будут прогнозировать среднесрочное и долгосрочное влияние. Нельзя принимать таких волатильных решений».