4 июля премьер Дмитрий Медведев провел с членами кабинета комиссию по бюджетным проектировкам, на которой глава Минфина Антон Силуанов предложил зафиксировать расходы бюджета в 2017–2019 годах на уровне 15,78 трлн руб. в год, что, кстати, даже меньше утвержденных на текущий год трат. Даже если брать в расчет официальный прогноз инфляции, то получается за три года в реальном выражении бюджетные расходы уменьшатся на 20%.
По представленным Минфином расчетам, дефицит федерального бюджета в 2016 году все равно превысит 3% ВВП. Однако заморозка позволит снизить эту цифру за три года до одного процента. При этом чиновники заверили, что финансирования пенсий, обслуживания госдолга все это не коснется.
7 июля заморозку рассмотрят на заседании правительства. Концептуальное решение скорее всего будет положительным. Это подтвердили и в Кремле — устами пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова и министра экономического развития Алексея Улюкаева. По крайней мере, чисто психологически комфортнее заморозить, чем резать по живому.
Тем не менее, по мнению Сергея Глазьева, в условиях кризиса принятие таких мер не только приведет к сокращению реальных расходов, но и усугубит падение спроса. «Интересно, почему во всех странах предпринимаются меры по стимулированию экономического роста, а у нас, наоборот, долгое время проводится политика по его недопущению», — спросил сам себя на форуме «Сильная Россия-2016» советник Путина.
Эксперты «МК»
Руслан Гринберг, научный руководитель Института экономики РАН:
— Заморозка расходов федерального бюджета контрпродуктивна. Это мало что дает для стабильности и уж точно блокирует развитие. Для финансирования дефицита у нас есть достаточно возможностей по расширению долгового пространства за счет увеличения внутренних и внешних заимствований. Вспомним недавний успех с размещением евробондов.
Я считаю, что главным императивом сегодняшней ситуации является оживление экономики и перевод ее на траекторию устойчивого роста, что невозможно без массированных госинвестиций. Во времена вялого инвестиционного и потребительского спроса замораживать расходы — это вред для экономики и граждан.
Никита Масленников, ведущий эксперт Института современного развития:
— В нынешних условиях заморозка номинальных расходов — это неизбежное решение. С одной стороны, она содержит риски, с другой — открывает определенные перспективы. Так, предложения Минфина могут стать одним из параметров среднесрочной программы фискальной консолидации, смягчения финансовой политики, снижения ключевой ставки. Плюс новое бюджетное планирование оптимизирует государственные траты внутри программных статей. В частности, предполагается сокращение расходов по 36 госпрограммам.
Самый большой риск — это уменьшение объемов госинвестиций, субсидий. Однако, как я уже сказал, в этом случае стимулирование экономического роста будет происходить за счет повышения эффективности бюджетных расходов и их перераспределения на финансирование развития человеческого капитала.
Александр Гриченков, эксперт-аналитик MFX Broker:
— Заморозка расходов — конечно, вынужденный шаг, но он позволяет России сохранить устойчивость государственных финансов и продолжать путь к снижению инфляции. А низкая инфляция приведет к снижению ставок в банковской системе, что позволит наконец бизнесу и потребителям кредитоваться под низкие проценты, открывать и расширять бизнес, покупать в ипотеку жилье, брать в банках потребительские кредиты на очень мягких по российским меркам условиях. Это будет тот фундамент макроэкономической стабильности, на который сможет опереться национальная экономика, чтобы выйти из кризиса и возобновить устойчивый рост.