Глава Минфина напомнил законодателям, что бюджет на 2016 год формировался, когда ожидалось, что нефть будет стоить $50 за баррель, однако по итогам первого полугодия средняя цена составила $37. Как полагают в министерстве, по итогам года она достигнет $40. Соответственно, доходы казны оказались ниже запланированных на 12%, и страна столкнулась с достаточно высоким дефицитом бюджета. Пока это - 1,5 триллиона рублей, но к этому добавится дефицит второго полугодия.
Компенсировать недостаток денег придется из резервного фонда: кубышка опустеет примерно на 2,2 триллиона рублей. В итоге на конец года в фонде останется менее триллиона, то есть фактически ничего.
- Доходы будущего года будут еще меньше, чем текущего, - резюмировал Силуанов. – Мы получим меньше разовых доходов в виде дивидендов, а если продолжим тратить резервы – они просто полностью закончатся.
По мнению министра, снижение доходов можно компенсировать только замедлением инфляции и очень аккуратным отношением к расходам.
Присутствующая на заседании глава Счетной палаты Татьяна Голикова предложила повнимательнее посмотреть на государственные программы. По ее информации, они исполняются только на 36%, а выделенные на них деньги часто оседают на депозитах.
Ранее проходила информация, что Минфин уже решил сократить финансирование большинства госпрограмм, в первую очередь – направленных на поддержку спорта, культуры, науки. Расходы бюджета на три будущих года заложены меньшие, чем в году текущем – по 15 триллионов вместо нынешних семнадцати.
Когда доклад завершился, сенаторы стали делиться с Силуановым своими идеями о том, как свести концы с концами. Скажем, представитель Кировской области Олег Казаковцев предложил ограничить количество наличных денег в обращении, чтобы не было расчетов в конвертах. (Имелось в виду ограничение покупок за наличные).
- Мы обсуждали этот вопрос на правительстве и решили так не делать, - ответил министр. – Лучше будет, если законодатели дадут право налоговым органам вести контроль за расходами. То есть если человек формально живет на пособие, но покупает машину, то его нужно спросить - откуда взял деньги?
Елена Мизулина предложила тратить на социальную сферу часть средств дорожного фонда, но и с этим Силуанов не согласился: «Дороги – это и рабочие места, и поддержание темпов экономики, и рост бизнес-активности, и налоговый потенциал. Нельзя отнимать деньги у дорог».
На вопрос сенатора от Владимирской области Антона Белякова о том, будет ли в этом году обещанная повторная индексация пенсий, глава Минфина ответил, цитируя председателя правительства: «Медведев на съезде «Единой России» пообещал проиндексировать пенсии в будущем году. Мы предполагаем, что это будет 5,9%».
- То есть слова Медведева пенсионерке «Денег нет, До свиданья» вы приняли как наказ.., - полуспросил, полупрокомментировал сенатор.
А «точек роста» бюджетной состоятельности на ближайшие годы Силуанов видит две: «Первое предложение: ввести мораторий на наложение всех налоговых льгот по региональным и муниципальным налогам. Да и с федеральными льготами нужно поосторожнее, после согласования с регионами.
Второе. Мы наблюдаем резкий рост поступлений от акцизов на алкоголь. На 18% за полгода, на 30% только за последние два месяца. Это прорыв. Мы предлагаем перераспределить эти доходы по регионам в зависимости от розничных продаж. Кто больше алкоголя продает – должен больше и получать».
Таким образом, те регионы, которые больше пьют, получат возможность лучше есть. К сожалению, рост потребления алкоголя пока остается единственным из темпов роста отечественной экономики.