Первые нерусские сезоны: что ждет Турцию без россиян

Анталия пострадает больше всего

В преддверии летних отпусков многие россияне задумываются о различных вариантах отдыха за границей. И если раньше многие соотечественники выбирали для себя Турцию с ее отелями системы «все включено», то в этом году ситуация в корне изменилась. Ухудшение российско-турецких отношений и теракты, произошедшие в Стамбуле и Анкаре, нанесли большой урон туристическому сектору страны.

Анталия пострадает больше всего
Пляжи в центре Мармариса в основном принадлежат барам и ресторанам. Фото: Ксения Кара

Солнце уже давно прогрело мелкий песок, в воздухе пахнет цветами и солнцезащитным кремом, базарные столы ломятся от клубники и персиков, а работники ресторанов и отелей с энтузиазмом подготовили свои заведения к приезду гостей. Курортные города проснулись от зимней спячки, и, казалось бы, все идет своим чередом, но у людей в глазах застыл немой вопрос — а приедут ли русские?

Анталия пострадает больше всего

Ни для кого не секрет, что туризм в Турции является одной из самых важных и успешно развивающихся отраслей, а также значительной статьей доходов в бюджете страны.

На встрече с представителями отрасли председатель Союза отельеров Средиземноморского побережья Юсуф Хаджисулейман заявил о том, что в 2015 году Турцию посетили 11,3 млн туристов, из них 2,7 млн гостей из России. По его словам, самый сильный кризис ожидает Анталийский регион, который работает в основном с двумя крупными направлениями — Германией и Россией. Эти страны обеспечивали до 55% от общего дохода.

Имидж Турции сильно пострадал в результате террористических актов, наплыва беженцев и в связи с общей политической ситуацией. Как рассказал Хаджисулейман, несмотря на то, что сезон-2015 прошел не очень успешно, потери туристов составили не более 700 тыс. человек. В этом же году предварительная цифра потерь составляет 4–4,5 млн туристов. Туристический сектор, как мощный локомотив, тянул за собой различные отрасли экономики, и его обрушение приведет к кризису многих других сфер. Одной из них может стать производство — турецкие отели потребляют до 94% местной продукции.

Вынужденная смена направления

В связи с тем, что запросы в российские турфирмы остаются без ответа, Турция активно направляет свои силы на привлечение туристов из других стран. Один из самых популярных турецких курортов Мармарис уже давно облюбовали для себя гости из Великобритании, Скандинавии, Голландии, Германии, Болгарии, Польши, а в последние несколько лет наблюдается значительный приток арабских гостей.

В целом по стране и в Мармарисе в частности большие надежды возлагаются на внутренний туризм. Некоторые заведения даже идут на смену концепции, например, рестораны европейской кухни включают в меню турецкие блюда. Убытки от потери россиян и снижения потока европейцев представители отрасли планируют частично покрыть своими туристами.

«Россиянам всегда рады»

Многие отели Мармариса в этом году отсрочили начало сезона, некоторые вынуждены использовать только несколько из своих корпусов, а кому-то приходится закрывать двери для туристов вовсе. К примеру, в одном из крупных отелей города количество номеров, забронированных гостями из Германии, снизилось почти в 4 раза по сравнению с предыдущим годом.

Своим мнением поделился Айхан Демир, генеральный менеджер отеля: «Без сомнения, для всех отельеров предстоящий сезон будет крайне трудным. Предварительно можно сказать, что заполняемость отеля достигнет в этом году лишь 40%. Конечно, сейчас еще сложно сказать что-то конкретное, но я думаю, что нынешняя ситуация будет иметь свои последствия в туризме еще в течение пяти лет».

Фронт-офис-менеджер другого отеля Омер Акпынар рассказал о своих предположениях относительно сезона-2016: «В этом году мы открыли отель на месяц с лишним позже обычного. Россияне составляли очень большой процент наших гостей. Сейчас же мы стараемся заполнить нишу туристами из других стран — Великобритании, Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта, Болгарии, Румынии, Польши, Белоруссии, Украины. Отдельную категорию составляют турецкие гости. Конечно, финансовые потери будут, сейчас наш отель не заполнен даже наполовину».

Аниматор Ирина вместе с мужем организуют различные шоу-представления для отелей. «Наши программы в основном ориентированы на европейского зрителя, — говорит Ирина. — Но раньше мы работали с несколькими отелями, где отдыхали только русские, так в этом году они еще даже не открылись, и будут ли открываться, неизвестно. Отели урезают бюджет на анимацию, соответственно, нам приходится брать не качеством, а количеством. Это очень прискорбно».

Без сумок, без букетов, без свадеб

Отсутствие туристов из России сказывается не только на отелях, но и на ресторанах, кафе и многочисленных магазинах.

Золото пользуется спросом среди арабских туристов, а спортивная обувь и одежда — у британцев, русские же всегда были главными покупателями кожаных курток и сумок. Сейчас владельцы кожаного бизнеса с тревогой ждут, какими будут продажи в предстоящем сезоне. Уже сейчас заметно, что многие отделы на крытых базарах закрыты, на некоторых висят вывески «сдается» или «продается». «Мне нечем зарплату платить работникам», — говорит владелец магазинчика с сумками и кошельками. «У меня всегда русские много покупали, говорили, что у них на родине кожаные сумки стоят в пять раз дороже. А теперь будем пытаться своим продать... Да и русскоговорящие продавцы больше не нужны».

Кстати, о русскоговорящих работниках — теперь их услуги не требуются ни в магазинах, ни в отелях. Если раньше за девушку со знанием русского и английского боролись работодатели, то теперь у всех ответ один: «А что мы будем делать с вашим русским?..»

Тюркан, хозяйка небольшого цветочного магазина недалеко от центра города, делится своими опасениями по поводу этого лета: «Моя лавка расположена прямо по соседству с несколькими небольшими отелями, в которых раньше останавливалось очень много русских. Как вы понимаете, туристы не часто покупают на отдыхе цветы, а вот букеты для красивых девушек турецкие мужчины у меня заказывали регулярно. В сезон в Мармарисе проходит очень много свадеб, в том числе и русско-турецких. Это прибыльное время для моего дела — украшение свадебных автомобилей, помещений, букеты невест... Каждый год огромное количество турок женится на русских девушках. А теперь и свадеб будет меньше. Вообще, без русских туристов город очень изменится».

Улица баров стала еще доступнее

Условно говоря, всех туристов можно разделить на несколько групп по их любимому времяпрепровождению: гости из Великобритании предпочитают отдых у бассейнов, а затем долгие посиделки в барах, гости из арабских стран отдают предпочтение шопингу и спокойному отдыху в пределах отеля, а туристы из России и всего постсоветского пространства любят всевозможные экскурсии и танцы до утра в ночных клубах.

В ночном клубе. Фото: Салва Бурхан

Что же ждет знаменитую улицу баров этим летом? Об этом я спросила совладельца одного из самых популярных ночных клубов в Мармарисе Илькера Сэвилера: «Наш бар всегда был очень любим гостями из России. Русские любят танцевать, отрываться, они всегда зажигали танцпол. У турок или англичан немного другая культура отдыха, но именно смотря на русских, они тоже вливались в эту атмосферу танцев и веселья. Можно сказать, что русские привлекали в клубы других туристов. Мы решили не идти на риск и немного поменять свою концепцию. В предстоящем сезоне наш бар станет заведением, направленным не только на иностранных гостей, но и на местных. В клубе теперь звучит больше турецкой музыки, мы приглашаем турецких исполнителей».

Еще одна сфера, которая может понести серьезные убытки, — это экскурсионное обслуживание. Туры с осмотром всевозможных исторических мест больше всего покупали именно русские. В Мармарисе помимо экскурсий в Памуккале, Эфес и на греческий остров Родос очень популярны морские прогулки на яхтах. В этом году хозяева яхт рассчитывают на туристов из других стран постсоветского пространства — Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Литвы. Уже сейчас много морских экскурсий забронировали гости с Украины. Об этом рассказал мне владелец яхты, курсирующей в районе так называемой Девичьей косы, столь любимой туристами.

С верой в лучшее

Туризм является основным источником дохода для большинства жителей курортных городов, и, несмотря на то, поддерживают люди политику государства или нет, думать о своем куске хлеба они обязаны. Вера в лучшее, трудолюбие и жизнерадостность — вот основные черты, которые не дают туркам опускать руки в любой ситуации.

Гости из России всегда занимали отдельную нишу в турецком туристическом секторе — многие отели принимали только россиян, работники давно выучили основные фразы на русском языке, а визы несколько лет назад были отменены. Россия и Турция на протяжении многих лет были дружественными странами, и эта дружба в первую очередь заключалась в хороших отношениях между простыми людьми. Турки верят, что эти теплые отношения продолжатся и в будущем и над отелями Турции еще будут развеваться российские триколоры.

Ксения КАРА,

Мармарис, «МК в Турции».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27133 от 24 июня 2016

Заголовок в газете: Первые нерусские сезоны

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру