Что будет с доходностью банковских депозитов

Вклады уходят в минус

В апреле–мае российские банки в массовом порядке начали снижать ставки по депозитам. Кредиты тоже дешевели, но, судя по всему, получить их могут далеко не все. Так что ситуация на рынке банковского обслуживания развивается явно не в пользу клиентов — физических лиц. Хорошая же новость заключается в том, что даже в ведущих банках пока еще есть вклады, доходность которых существенно превышает ожидаемый уровень инфляции.

Вклады уходят в минус

тестовый баннер под заглавное изображение

Полет нормальный — падаем

Своего последнего пика ставки по вкладам в российских банках достигли в конце 2014-го — начале 2015 года. Тогда на фоне резкой девальвации рубля и паники среди вкладчиков банки лихорадочно старались удержать клиентов. Средние ставки по депозитам в то время, по данным Банка России, составляли немногим меньше 13% годовых для вкладов сроком до одного года и немногим более 13% годовых для вкладов сроком от 1 до 3 лет.

Теперь, когда ситуация в экономике более-менее стабилизировалась, о таких ставках российским вкладчикам остается только мечтать. Не всем, конечно, — те, например, кто открыл долгосрочный пополняемый депозит в то время, до сих пор могут пожинать плоды своего спокойствия во время финансовой бури. Что же касается тех, кто открывает новые вклады, их положение ухудшается с каждым днем. Так, если еще в декабре 2015 года средняя доходность «коротких» (сроком до одного года) депозитов составляла 8,83% годовых, то в марте — уже лишь 7,71%. Это серьезное снижение: там при сроке вложения в 1 год доход «мартовских» вкладчиков окажется меньше дохода «декабрьских» на 16,9%.

Официальные данные по средней доходности депозитов по итогам апреля пока не опубликованы, но, судя по скорости снижения процентных ставок в этом году, она вряд ли окажется сильно выше текущего уровня инфляции, которая в апреле этого года составила 7,3% в годовом выражении (то есть потребительские цены в апреле 2016 года оказались, по официальным данным, на 7,3% выше цен апреля 2015-го).

Цены на кредиты также падали. Так, если в начале 2015-го банки выдавали краткосрочные и среднесрочные потребительские кредиты по средним ставкам выше 29% годовых, то в начале 2016-го — под 25,5% по кредитам сроком до года, и под 21,3% — по кредитам сроком от 1 до 3 лет. В марте статистика ЦБ показала еще больше падение ставок — до 23,9% и 20% соответственно. В апреле–мае крупнейшие госбанки анонсировали еще одно крупное снижение ставок, достигавшее по отдельным кредитным продуктам 4 процентных пунктов.

Другое дело, что банки сейчас очень тщательно подходят к отбору заемщиков, их суммарный кредитный портфель практически не растет. Что неудивительно: трудно ожидать роста числа платежеспособных заемщиков в условиях экономического кризиса и резкого сокращения реальных доходов населения. Таким образом, снижение ставок по кредитам — скорее элемент конкурентной борьбы за наиболее платежеспособных клиентов, нежели шанс для всех остальных получить необходимые заемные средства.

Лишние люди

Снижение ставок по депозитам в российских банках вполне объяснимо. Отечественная банковская система сейчас в целом не испытывает потребности в деньгах. Дефицит федерального бюджета привел к тому, что Минфин для его финансирования распечатал «кубышку» — свой резервный фонд. Деньги в фонде хранятся в валюте, Минфин продает ее Центробанку за рубли — и пускает в экономику. То есть фактически занимается печатанием денег.

Эти деньги конечным получателям поступают через банки. Клиентские остатки на банковских счетах растут, а это означает, что кредитные организации перестают испытывать проблемы с ликвидностью, то есть с привлечением денежных средств. А депозиты населения — довольно дорогой ресурс, в силу больших операционных расходов: очевидно, что один большой депозит от крупной компании обслуживать проще, чем несколько тысяч мелких вкладов частных клиентов. Поэтому банки в первую очередь снижают ставки по депозитам физических лиц (для сравнения: в марте банки по «коротким», сроком до 1 года, депозитам юридических лиц платили в среднем 9,76% годовых, то есть более чем на 2 процентных пункта больше, чем по соответствующим депозитам физлиц; еще в январе эта разница составляла 1,2 процентных пункта). Разумеется, бюджетная подпитка помогает далеко не всем; эти средства в основном идут через крупные госбанки, но именно они как раз и доминируют на рынке частных вкладов и определяют уровень средних процентных ставок на нем.

Еще одна причина, по которой банки ударными темпами снижают ставки по вкладам, — уже упоминавшийся застой на рынке кредитования частных лиц. Депозиты частных лиц дороги в обслуживании, однако это очень устойчивый ресурс, который не может исчезнуть в одночасье. Поэтому он незаменим для фондирования операций кредитования тех же частных лиц — это однородные активы и пассивы, их сочетание позволяет банкам снижать риски. Но если розничный кредитный портфель в целом не растет, то и интерес к привлечению вкладов частных лиц тоже падает.

При этом интересно, что снижение процентных ставок по кредитам и депозитам в российских банках идет, несмотря на весьма жесткую денежно-кредитную политику Центробанка. ЦБ уже в течение достаточно долгого времени (почти год) держит ключевую ставку на уровне 11% годовых. Именно эта ставка, которая определяет стоимость кредитования банков в ЦБ, теоретически и определяет стоимость денег в экономике и ставки по кредитам и депозитам, а также служит инструментом регулирования уровня инфляции. Но в нынешней ситуации, как уже говорилось, доступность денег для банковской системы во многом определяется действиями Минфина. Кроме того, если в середине 2015 года ставка ЦБ на уровне 11–12% годовых смотрелась органично (официальная инфляция по итогам 2015 года составила 12,9%), то теперь, когда годовая инфляция упала до 7,3%, ставка Центробанка выглядит завышенной. И хотя Банк России объясняет необходимость поддержания высоких ставок сохранениями высоких инфляционных ожиданий и риском роста цен из-за тех же бюджетных вливаний Минфина, участники рынка уверены, что в ближайшем будущем Центробанк пойдет на снижение ставок.

Иными словами, банкиры уже заложили в текущие процентные ставки по депозитам будущее снижение инфляции и ставок Центробанка. Характерный пример: средние ставки по «длинным» (от 3 лет) рублевым депозитам составили всего лишь 5,76% годовых, что гораздо ниже докризисных значений января 2014 года (7,43%).

Делайте ваши ставки

Но ожидания — ожиданиями, а конкретные действия — совершенно другое. Весьма вероятное, с точки зрения участников рынка, снижение ключевой ставки ЦБ может произойти уже на ближайшем рассмотрении вопроса о ставках, которое состоится на заседании совета директоров Банка России 10 июня. После чего, по мнению экспертов, начнется новый виток снижения депозитных ставок.

В целом банкиры считают, что в отсутствие новых шоков на рынке до конца этого года ставки в крупнейших банках должны упасть до конца этого года на 1–2 процентных пункта, а в следующем году — еще примерно на 2 процентных пункта. То есть к концу 2017 года они должны будут оказаться на уровне прогнозируемого Центробанком целевого значения инфляции (4% годовых) или даже ниже. Это нормально: исторически процентные ставки по депозитам в последнее десятилетие в основном находились ниже уровня инфляции.

Отсюда следует важный вывод: тем, кто считает, что дно кризиса уже пройдено и верит обещаниям российских властей добиться кардинального снижения инфляции, стоит задуматься об открытии вклада уже сейчас. Идеально подойдет долгосрочный пополняемый депозит — это даст возможность довносить деньги во вклад при развитии ситуации по описанному благоприятному сценарию, а в случае, если на рынке опять начнутся кризисные явления типа девальвации рубля и взлета процентных ставок — открыть новый вклад на более выгодных условиях или купить валюту.

Кроме того, есть еще один важный момент. Снижение ставок по вкладам — процесс не одномоментный, банки снижают депозитные ставки по разным видам вкладов поэтапно. Поэтому на рынке всегда присутствуют предложения значительно лучшие «средних по больнице».

Подчеркнем: речь не идет об аномально высоких ставках в мелких банках, которые порой из-за финансовых проблем стараются любой ценой привлечь как можно больше частных вкладчиков. Ударные темпы, которыми ЦБ отзывает сейчас лицензии, показывает, что такие вклады — рискованное занятие, даже несмотря на систему страхования вкладов: процесс получения компенсации может потребовать времени и нервов, да и проценты по вкладам страховка не покрывает.

Вместе с тем весьма выгодные предложения присутствуют даже у крупных банков. Это подтверждает статистика ЦБ, который регулярно раскрывает информацию о динамике максимальной процентной ставки по вкладам в российских рублях десяти кредитных организаций, привлекающих наибольший объем депозитов физических лиц. Так вот, несмотря на общее падение депозитных ставок, максимальные ставки по вкладам в ведущих банках продолжают оставаться стабильно высокими. На начало 2016 года значение этого показателя составляло 10% годовых, на третью декаду мая — 9,76% годовых.

Это означает, что пока еще можно найти выгодные процентные ставки даже в крупнейших банках. Причем не стоит откладывать это в долгий ящик — очевидно, что, если процесс общего снижения ставок по депозитам продолжится, подобные предложения быстро закончатся.

ЭКСПЕРТЫ «МК»:

Богдан ЗВАРИЧ, аналитик ГК «ФИНАМ»:

«На мой взгляд, в ближайшее время снижение ставок по кредитам и депозитам продолжится. При этом основой для этого может послужить не только снижение ставок со стороны ЦБ. Действительно, если регулятор в ближайшее время пойдет на снижение ключевой ставки, это вызовет снижение ставок по кредитам и депозитам, однако банки могут сделать это и самостоятельно.

Дело в том, что снижение ставок по кредитам — это борьба за клиента, причем именно за качественного клиента. Учитывая рост просрочек по кредитам — как физических лиц, так и корпоративного сектора, — банкам необходимо привлечение надежных заемщиков, которые будут своевременно обслуживать долг и вносить платежи. Для привлечения таких клиентов необходимо создать соответствующие условия кредитования, среди которых важнейшим является ставка по кредиту. В результате банки будут стараться снижать ставки, создавая тем самым себе конкурентное преимущество, но при этом могут ужесточать модели оценки заемщиков.

Что же касается депозитов, то здесь ставка будет определяться достаточностью ликвидности в каждом конкретном банке. Так, при высоком уровне ликвидности банкам невыгодно привлекать депозиты, и они, снижая ставку, стараются сделать их менее привлекательными. Если же ситуация с ликвидностью в банковском секторе в ближайшее время будет ухудшаться, то возможен обратный процесс и рост ставок по депозитам. Однако, на мой взгляд, это маловероятный сценарий».

Михаил ВАСИЛЬЕВ, президент Гильдии финансовых аналитиков (ГИФА):

«Позитивные тенденции на валютном рынке и, главное, на рынке нефти, скорее всего продолжатся. Исходя из этого, стоит ожидать дальнейшего снижения ставок по кредитам и депозитам банков.

При этом если по депозитам ставки будут снижать практически все банки, то снижение ставок по кредитам населению могут себе позволить в основном крупные игроки. У крупных банков больше внутренних резервов для экономии и снижения процентной маржи, да и неуклонно увеличивающаяся доля рынка позволяет снижать ставки по выдаче и привлечению денег практически синхронно. Не надо забывать, что основная доля остатков по счетам юридических лиц также достается крупным банкам. Однако вклады населения — основная составляющая ресурсов российской банковской системы.

В последнее время мы видим усилия Банка России по снижению уровня ставок в банках, однако данные меры не будут полноценны без снижения основного денежного индикатора — ключевой ставки. Без снижения ключевой ставки невозможно снижения ставок по депозитам и кредитам. Перед ЦБ стоит непростая задача — найти баланс между задачей снижения процентной ставки в реальном секторе экономики и для населения, а с другой стороны — не допустить попадания избыточной ликвидности на финансовые рынки и избежать образования «пузырей». Тем не менее большинство экспертов на рынке уверены в том, что регулятор попытается снизить ставку в течение этого года».

Александр ПОТАВИН, главный аналитик ИК «Управление Сбережениями»:

«Количество свободных денег в российской банковской системе за последний год существенно выросло. В апреле крупнейший государственный банк объявил о существенном снижении ставок по депозитам, вслед за этим и другие российские банки понизили ставки. Причем не только крупные. И судя по тому, что мелкие банки вместе с крупными также снижают уровень депозитов от населения, — они не нуждаются в денежных средствах. Поскольку именно мелкие банки используют депозиты от физлиц как источник своего фондирования. Снижая ставки привлечения, банки тем самым сигнализируют о том, что недостатка средств сейчас нет. Ставки по кредитам для бизнеса и населения также стали снижаться в начале этого года.

Однако нельзя забывать, что мы живем в России, и здесь периоды относительного благополучия могут быстро смениться новой нестабильностью. Очередную встряску наши фондовые и финансовые рынки могут получить осенью этого года, если после выборов в Госдуму накалится политическая ситуация.

Если мы этот период проходим спокойно, то ближе к концу этого года стоит ждать продолжения тенденции снижения ставок по депозитам. Тем более что цены на нефть за последние месяцы ощутимо восстановились, а курс рубля демонстрирует редкую стабильность, которой не был с весны–лета 2014 года. Если же осенью на политической арене страны будет жарко, то банковские ставки останутся на месте или даже пойдут вверх».

Сюжет:

Финансовый кризис

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27126 от 16 июня 2016

Заголовок в газете: Вклады уходят в минус

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру