В дальнейшем Ростуризм обещает данные о всех случаях выявленного демпинга направлять в компетентные органы для более конкретного разбирательства. «Конкуренция среди игроков рынка должна быть здоровой. Мы будем бороться с попытками демпинга, которые могут разрушить весь туристический рынок», — подчеркнул глава Ростуризма Олег Сафонов. Он также напомнил о событиях 2014 года, когда практически друг за другом прекратили свою работу 27 турфирм. Клиенты многих из них находились в тот момент на отдыхе за границей без обратных билетов на руках. Виновными тогда признали отдельных игроков рынка, которые необоснованно занижали цены, что в итоге привело к серьезному кризису в отрасли.
Эксперты согласны, что инициатива сама по себе нужная, но без серьезного изменения в законодательстве остается нежизнеспособной. С одной стороны, с определением понятия «демпинг» проблем нет. Оно четко прописано в антимонопольном законодательстве. Вот только согласно нему демпинговать могут только доминирующие на рынке компании, а все остальное - это здоровая конкуренция. «Как правило, против демпингующего туроператора невозможно предпринять никаких мер. Выставляя очевидно заниженную цену, фирма, например, может объяснять это наличием соответствующих договоренностей с авиаперевозчиком или отелями, что с юридической точки зрения не наказуемо. Поэтому, не совсем понятно, кто и как все это будет контролировать и пресекать», - замечает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
Директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко подтвердил «МК», что законодательных рычагов у контролирующих органов, действительно, не много. Расчет сделан скорее на сознательность туроператоров. «Надеемся, что туроператоров заставит задуматься сам факт, что ситуация с демпингом находится на контроле у руководства отрасли. Всеобщая огласка «неправильной» ценовой политики уже грозит компаниям репутационными потерями», - пояснил Осауленко.
Однако опрошенные турфирмы подвергли сомнению утверждение Ростуризма, что на сегодняшний день рынок абсолютно свободен от «ценовых войн». Путевки в два раза дешевле рыночных, например, продают некоторые туроператоры по Испании. Немало вопросов и к так называемому динамическому ценообразованию, также используемому рядом турфирм. В этом случае цена может меняться в зависимости от спроса: чем он ниже, тем туры дешевле, равно и наоборот. Все это только подтверждает, что отследить демпингующую турфирму очень не просто.
При этом для потребителей демпинг вовсе не является абсолютным злом. Да, демпингующая турфирма может оказаться «котом в мешке». Никто не гарантирует, что сумасшедшие скидки — не признак агонии, которая завершится банкротством туроператора. Но в тоже время «ценовые войны» дают возможность поехать летом к вожделенному морю по путевке, которая дешевле стоимости авиабилета. «Приведу пример, когда несколько лет назад я выступила по радио с осуждением некой турфирмы, продающей туры на Кипр по демпинговой цене всего за 99 евро. Слушатели потом оборвали телефон этой радиостанции, пытаясь выяснить название компании», - продолжает Ирина Тюрина. Тем не менее, по словам собеседницы, гостиницы клиентов демпингующих туроператоров, как правило, не жалуют - это низкобюджетная публика с соответствующей культурой поведения. С таким контингентом мало кто готов работать.