Остановимся подробнее на аналитике ВЦИОМ: 71% опрошенных отвечают, что все нормально, хорошо и даже отлично, 24% — все плохо и ужасно. Напомним, что в апреле 2011 года позитивное настроение испытывали лишь 15% россиян.
С начала 2016‑го у граждан немного прибавилось оптимизма по поводу будущего страны. Однако около половины респондентов (48%) до сих пор считают, что трудные времена еще впереди, 23% их переживают в настоящее время, и только 19% говорят, что все плохое осталось в прошлом. А ведь в июне 2014 года, когда последний кризис только разгорался, таковых было целых 42%.
Руководитель проектов управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Михаил Мамонов объясняет полученные результаты рядом причин. Происходит «рутинизация восприятия кризиса», то есть эмоциональность оценки негативных явлений в экономике ослабевает. Население адаптировалось к экономическим трудностям, вот и выдает положительные показатели. Сезонный фактор также повлиял. Обычно с весны социальное самочувствие населения улучшается.
Итак, похоже, мы не всплываем, а по-прежнему находимся на дне. Только со временем приспособились к кризисной среде обитания, смирились с худеющими кошельками и, стиснув зубы, живем дальше. А куда денешься?
Уже давно беднеющие россияне перешли на покупки по промоакциям. Согласно исследованию социологической компании Nielsen, доля таких продаж в I квартале 2016 года достигла 46%, что на 9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Наивысшие показатели достигнуты в непродуктовой сфере. Так, по акциям продаются 75% кондиционеров для белья, 67% стиральных порошков, 63% средств для мытья посуды, 58% шампуней и 52% зубной пасты.
Догоняют сопутствующие товары и продукты. Рост цен на кофе достиг уровня подорожания зубной пасты — 52%. Около 50% показали соки, 43% — шоколад, 39% — газированные напитки, 29% — пиво и 23% — «молочка».
По словам эксперта по маркетингу Марины Лапенковой, Россия при сохранении текущей динамики через три-четыре года может занять первое место в Европе по покупкам всех видов товаров в рамках скидочных акций.
Вроде бы потребителю хорошо, но у процесса есть обратная сторона. При достижении 70% уровня таких продаж для производителя и ретейлера наступает «точка невозврата». Покупатели вообще откажутся приобретать товары без скидки. Значит, скоро вся торговля вообще схлопнется?
Покупательское поведение понятно. Какой смысл переплачивать, ведь реальные доходы падают, а все кругом только дорожает, включая сами скидки. Возьмем, к примеру, жидкое средство для стирки белья (1 л). В конце марта базовая цена была 235 рублей (со скидкой — 139), а в мае оно подорожало до 255, и скидка, соответственно, до 178 рублей. То есть по промоакции товар подорожал на 39 рублей (или на 28%). На экономию нет и намека.
И это по каждой позиции «сопутки». По подсчетам «МК», подорожание в среднем с начала года в столице составило 20–25%. А вот у Росстата получилась другая цифра — только 4,6%. А впрочем, может, они подсчитывали стоимость минимального набора, включающего зубной порошок, хозяйственное мыло и однослойную туалетную бумагу серого цвета? Тогда все сходится.