Наличие современного интернет-банка становится определяющим фактором при выборе финансового учреждения, в котором клиенты хотят обслуживаться. Сейчас мы видим, как банки внедряют современные сервисы, для того чтобы люди меньше обращались в отделения, привыкали совершать все операции онлайн. «По нашим наблюдениям, буквально с каждым месяцем все больше людей начинает активно пользоваться онлайн-обслуживанием: интернет-банком, мобильным приложением. Например, по данным на май этого года, в нашем онлайн-банке 28% клиентов совершают около пяти операций в месяц», — сообщила руководитель отдела электронного бизнеса Райффайзенбанка Наталия Масарская.
Уровень онлайн-обслуживания, технологической образованности людей, проникновения смартфонов и мобильного интернета постоянно растет — пропорционально увеличивается и количество пользователей.
«Сейчас лидеры рынка активно работают над организацией взаимодействия с государственными системами ГИС ГМП и ГИС ЖКХ по поиску начислений и задолженности по штрафам ГИБДД, налогам и услугам ЖКХ», — рассказывает начальник центра развития интернет-банка ОТП-банка Виктор Павлюк. Особенно бурно развиваются сервисы автоплатежей. Появилась автооплата штрафов по правилам, которые определил пользователь. То есть клиент указывает номер водительского удостоверения или транспортного средства и предел суммы, в пределах которой может быть проведена автоматическая оплата. Система мониторит базу ГИБДД, и если появляется такой штраф, он автоматически оплачивается. При этом пользователь может отменить его.
Активно развивается в интернет-банке и сервис обмена валюты. Сразу в нескольких крупных банках, имеющих собственные брокерские площадки, появилась возможность не только поменять валюту по близкому к биржевому курсу, но и забронировать курс на несколько дней.
С помощью мобильного банка можно легко увидеть, сколько было потрачено средств на те или иные статьи расходов, чтобы в следующем месяце можно было их подкорректировать. Очень востребован такой сервис, как перевод с карты на карту, при этом есть возможность выбирать банк в зависимости от тарификации. Интернет–банкинг движется в сторону «автоматизации» действий пользователей. Это и автопополнение счетов мобильных телефонов, и автоматическая оплата услуг, штрафов, налогов.
Пользуясь онлайн-банкингом, можно сократить финансовые издержки — многие операции через интернет-банкинг проводятся существенно дешевле или бесплатно в отличие от «офлайн»-формата. «Электронный банкинг сегодня предоставляет массу удобных функций и скидок. Так, клиент может бесплатно перевести на свою карту деньги с карты другого банка, посмотреть и проанализировать учет расходов по карте. Приложение пришлет ему уведомление о скидках, которые доступны при оплате покупок или услуг картами банка в ближайших магазинах, ресторанах и сервисах», — отметила Масарская.
Онлайн-банк позволяет экономить большое количество времени. Например, в нем можно оформить заявление на досрочное погашение кредита, а не звонить в колл-центр и ждать несколько минут ответа операциониста. По сути дела, современный интернет-банк стал способом продвижения банка и создал целую индустрию, ориентированную на обслуживание тех пользователей, которые привыкли к удаленным сервисам.
Интересно, что даже консервативная часть населения, те, для кого слово «Интернет» ассоциировалось со словами «хакер» и «мошенник», начинает все больше доверять интернет-банку — технологии развиваются, интернет-системы становятся более защищенными и удобными для использования.
Однако бдительность терять не стоит. Нельзя записывать логин и пароль от личного кабинета в местах, доступных третьим лицам, лучше их просто запомнить. Периодически нужно менять пароль доступа. Если у вас возникли подозрения, что кто-либо владеет информацией о вашем логине и пароле, обязательно смените пароль. «Никогда не сообщайте информацию о логине и пароле никому, включая сотрудников банка. Используйте и оперативно обновляйте специализированное ПО для защиты информации: антивирусные программы, персональные межсетевые экраны, средства защиты от несанкционированного доступа», — советует заместитель председателя правления ФГ БКС по розничному бизнесу Станислав Новиков.
Онлайн-банкинг является одним из самых быстрорастущих и перспективных направлений деятельности кредитных организаций. «В ближайшее время будет происходить развитие удаленных сервисов в традиционной системе дистанционного обслуживания, в основном нацеленной на осуществление транзакций. Они будут наполняться новыми информационными сервисами, которые будут доступны в том числе и неклиентам банка. Например, это может быть уведомление о достижении курса иностранной валюты на ММВБ определенного значения или проверка налоговых отчислений», — прогнозирует заместитель председателя правления Локо-банка Андрей Люшин.