Есть ли жизнь под санкциями

Экономическая война с Западом продолжается

Участники «Большой семерки» договорились о сохранении санкций против нашей страны. В ответ Москва решила продлить продовольственное эмбарго против ЕС и США. Расклад сил это не поменяет. Россия показала, что способна жить в условиях ограничений. Конечно, Москва не отдаст Крым, а Запад не простит нам присоединение полуострова. Но санкции за Крым носят персональный характер и слабо влияют на экономику России. С запретами за поддержку Донбасса сложнее. Они отрезали нас от современных технологий и финансовых заимствований. Никто не сомневается, что ограничения будут отменены. Правда, когда это случится — через год, два, три — остается догадываться.

Экономическая война с Западом продолжается

Это похоже на дежавю: Запад, поддерживающий Украину, не собирается забывать России присоединение Крыма и содействие независимым республикам Донбасса.

По итогам последнего саммита G7 в Токио была принята декларация о сохранении западных санкций против России. Наша страна отреагировала моментально — Дмитрий Медведев поручил подготовить предложения о продлении продовольственного эмбарго против ЕС, США и других стран, подключившихся к санкциям, до конца 2017 года.

Напомним, какие ограничения они подразумевают. Запреты различаются по странам и по характеру. Часть касается ограничительных мер конкретно «за Крым», часть — «за Донбасс».

Крымские санкции можно назвать незначительными для России, потому что они затрагивают импорт выпускаемой в Крыму продукции, покупку недвижимости и туризм. Финансовые ограничения запрещают продажу крымским компаниям технологий и товаров. Плюс запрет на въезд в США, ЕС и другие страны ряда чиновников и бизнесменов.

Больших проблем они не принесли. Кому-то пришлось свернуть бизнес на Украине, но это не смертельно. Другое дело — санкции, которые были предприняты после того, как Россия начала поддерживать Донецк и Луганск. Эти ограничения стали вводить в июле 2014 года. Они куда серьезнее и содержат запрет на привлечение средств на западных рынках, поставки вооружения и нефтедобывающего оборудования.

Удар достиг цели. Год назад Владимир Путин заявил, что из-за санкций страна лишилась $160 млрд. Есть и плюсы — российские предприятия, по словам президента, начали оперативно погашать внешние долги, сократился отток капитала. К концу I квартала 2016 года внешняя задолженность нашей страны снизилась на 28%. Объем вывоза капитала снизился с $154 до 53 млрд. Это показывает, что жить при санкциях можно. Они даже являются стимулом — дают возможность проявить себя. Объемы продукции аграрного сектора в 2015 году выросли на 2,9%. Увеличились объемы производства фармацевтических и металлургических предприятий. Обрабатывающая промышленность также встает на ноги. В целом объем закупок собственной продукции на внутреннем рынке вырос на 15%.

Но есть и негативные факторы.

Ограничение на финансовые займы мы можем обойти — Россия успешно разместила суверенные еврооблигации, большую часть которых купили зарубежные инвесторы.

Однако нефтегазовые технологии остаются краеугольным камнем. Нам пришлось отказаться от разработки перспективных месторождений на арктическом шельфе.

Остается надеяться, что санкции не вечны. Ущерб ЕС от санкционной войны с Россией только в 2015 году составил €50 млрд. Годом раньше ЕС потерял €100 млрд. Многие страны выступают за прекращение «войны». Как заявил французский министр экономики Эмманюэль Макрон, его страна намерена настаивать на отмене санкций против России к лету этого года. Есть сомнения у Италии, Греции, Словении, Болгарии, Кипра, Франции и даже у Германии и Австрии. Но срок, когда снимут санкции, может растянуться. Россия настаивает на ответных санкциях до конца 2017 года. Значит, в это время, как считают наши чиновники, они отменены не будут.

ЭКСПЕРТЫ «МК»:

Станислав Вернер, вице-президент IFC Financial Center:

— Россия не откажется от Крыма. Но время, когда будет найден общий знаменатель по поводу статуса полуострова, растянется на годы. Крымские санкции символические и бессрочные. Другое дело Донбасс. В декларации G7 сказано, что санкции будут действовать вплоть до полного выполнения Минских договоренностей, связанных не только с военным, но и политическим урегулированием. При этом соглашение предусматривает, что ЛНР и ДНР остаются в составе Украины. Эти условия предусматривают проведение конституционной реформы, децентрализацию и так далее. Это до сих пор не выполнено Киевом. Ограничения на доступ к рынкам капитала Россия научилась обходить. В перспективе мы решим вопрос с технологиями по добыче нефти и газа.

Никита Масленников, ведущий эксперт Института современного развития:

— В последнее время ряд стран ЕС выступают против продления санкций. Стоит ожидать, что Евросоюз постарается провести дискуссию. То, что сейчас происходило на саммите стран G7, укладывается в эту канву. Санкции могут снять после полного выполнения Минских договоренностей. Но даже при некой «половинчатости» мы и Запад можем рассчитывать на облегчение. О кардинальном изменении речи не идет. Нам надо меньше надеяться на изменение санкционной политики, а максимально ориентироваться на стратегии экономического роста.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру