Первым идею о создании такого агентства озвучил в конце 2015 года в своем послании Федеральному собранию Владимир Путин. Видимо, родное российское ноу-хау не востребовано бизнесом. Не важно, идет ли речь о научных открытиях или о результатах деятельности организаций вроде «Роснано», «Сколково», где огромное количество денег зарывается в песок и практически нет прорывных стартапов.
Например, за годы существования корпорации «Роснано», возглавляемой Анатолием Чубайсом, государство вложило туда более 300 млрд рублей. Чубайс еще совсем недавно уверял, что пройдет еще год-другой и совокупные налоги, полученные государством от всех построенных заводов, окажутся больше, чем то, что вложено в «Роснано».
Как бы не так. Яркий пример – новосибирский завод «Лиотех» по производству литий-ионных батарей. За несколько лет он успел открыться, перезапуститься, сменить название и обанкротиться. Теперь «Роснано» пытается через суд вернуть вложенные 7,6 млрд государственных рублей.
Однако раз президент сказал надо, чиновники ответили – будет сделано. Премьер Медведев подписал распоряжение о создании Агентства технологического развития.
Сейчас назначат руководителей, определят перспективные рынки. Хотя и так понятно – это машиностроение, строительство, фармацевтика, IT, биотехнологии и т. д. На все это в 2016 году из бюджета выделят около 200 млн. рублей. Полноценно АТР заработает в следующем году.
В любом случае от новой управленческой команды потребуется глубокое понимание отраслевой специфики, умение стыковать российских заказчиков с разработчиками, просчитывать коммерциализацию проектов.
Сколько же в итоге окажется объем финансирования? Аппетиты у Минпромторга хорошие. По данным чиновников, Россия значительно отстаёт от стран – лидеров по объёмам импорта технологий. В частности, в прошлом году году мы потратили на эти цели всего менее $2 млрд, в то время как США закупили иностранных технологий на $35 млрд, Япония – на $19 млрд, а Китай – на $15 млрд.
Причем, из наших $2 млрд. половина расходов приходится на инжиниринг, то есть на импорт уже зрелых технологий, в то время как доля покупок патентов, лицензий, ноу-хау составляет лишь 10%. АТР должен увеличить этот показатель. Наверное, это будет сложно сделать в условиях санкций США и ЕС. Ведь часть технологий, например, нефтегазовых, запрещены к экспорту в Россию.
Презентуя на заседании правительства новое детище, Дмитрий Медведев сделал еще одно смелое заявление – агентство должно выйти на самоокупаемость. Правда, когда точно не сказал. То есть отечественные компании, получив от АТР различные технологические продукты, будут обязаны возвращать потраченные деньги. Кроме того АТР будет иметь возможность получить долю в предприятии, став его совладельцем.
Как бы то ни было, идея о самоокупаемости пока выглядит утопически. Наш бизнес привык, что госсредства надо осваивать, но никак не возвращать.
К тому же в России уже организовано немереное количество институтов развития: упомянутые «Роснано» и «Сколково», Российская венчурная компания т.д. Всего больше двадцати.
Поэтому можно было вообще не создавать новое агентство, а сделать его на базе действующего Российского технологического агентства. Если кто не знает, есть и такое. По названию практически полный клон и оно тоже функционирует под крышей Минпромторга.
Конечно, сейчас там клянутся, что не допустят дублирования. Посмотрим. Чиновники умеют по тихому сказать «извините не получилось», а потом свернуть лавочку.