В докризисном 2013 году крупнейшие российские компании и банки заработали, по разным данным, чистую прибыль в размере 3,2 трлн рублей. Спустя год, когда на нашу страну обрушился финансовый кризис, эта сумма рухнула до 2,4 трлн рублей. Однако, по итогам 2014 года, руководство этих компаний увеличило себе выплаты и вознаграждения на 13%.
Конечно, как рассказал «МК» источник в одном из ведущих российских государственных холдингов, бонусы, выплачиваемые один-два раза в году, рассчитываются не только исходя из чистой прибыли. Это и рост котировок акций на бирже, это и финансовая доходность каждого в отдельности департамента, это и лояльность и хорошие отношения между нижестоящим начальником с вышестоящим. Кстати, последнее — самое главное. Оно во многом и определяет размер бонуса. Это положение востребовано не только в частных структурах, но и особенно в государственных компаниях.
В прошлом году макроэкономическая ситуация продолжала лететь в пропасть. Например, ВВП снизился на 3,8%, а инфляция скакнула до 12,9%. Реальная заработная плата скукожилась на 9,5%, в результате доходы населения снизились на 4%.
Причем в этих обстоятельствах чистая прибыль 15 ведущих отечественных компаний в 2015 году хотя и выросла на 600 млрд рублей по сравнению с 2014 годом и превысила 3 трлн, но не достигла докризисного уровня в 3,2 трлн.
Чем это можно объяснить? Большинство бюджетообразующих компаний России являются сырьевыми холдингами. Почему же, когда цены на нефть и газ падали по всей планете, доходы сырьевых магнатов в нашей стране росли? Более того, они выросли на 10% и составили 63,8 млрд рублей.
И речь идет о довольно узкой группе людей, которые способны оставаться богатыми и приумножать свои капиталы даже в самой критической ситуации. Но не за счет талантов или умений, а при посредничестве высокопоставленных чиновников или своих же менеджеров, которые в основном выполняют грязную работу.
Последнее — это составление искрометных, но липовых отчетов, предоставление графиков планов на несколько лет вперед, которые, понятно, заранее не сработают. В советские времена эту практику называли емким и обвиняющим словом «приписки». Однако срабатывает до сих пор.
Как писал Маяковский, «у тети Фелиции лицо в милиции». Другими словами, зарабатывает тот, кто имеет связи. И в государственных кругах, и в корпоративных.
Этот пример подтверждает тот факт, что вслед за государственными менеджерами свои расходы не стремятся сократить, а наоборот, увеличивают региональные чиновники.
Так, сотрудников администрации Красноярска местная прокуратура уличила в расходовании 5,8 млн рублей из бюджета на поездки за границу. За год они совершили 16 поездок, в том числе в Испанию, Японию, Китай, Корею и Словакию. Целью большинства поездок было участие в праздничных мероприятиях.
Возникает вопрос: Россия — это Европа или Азия? Кто нами правит: коррупционеры или честные чиновники?
Второе утверждение может вызывать смех. Каждый скажет: покажите мне честного чиновника. Но и с теми, кто погряз в коррупции, не так все просто. Азия бывает разная. Например, в Гонконге и Сингапуре коррупции давно нет. В том числе за счет жестких наказаний, вплоть до смертной казни. В Европе к коррупционерам относятся гораздо либеральнее. По крайне мере, в тюрьму надолго никого не сажали.
Тогда кем лучше быть: европейцем или азиатом? Может быть, Восток нам и ближе. Как говорил известный британский писатель, путешественник и философ Редьярд Киплинг: «Русские — прекрасные люди. С ними отлично выпивать, отлично дружить. Но когда они заговаривают, что они европейцы, сразу становится понятно, что они азиаты».
Так что нам искать в Европе? Углубляющуюся пропасть между богатыми и бедными? Такой риск существует. На последнем киноконкурсе в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» получила картина «Я, Дэниел Блейк» британца Кена Лоуча. Эту ленту называют гимном малоимущим. По сюжету 59-летний плотник ищет работу после инфаркта и обращается к государству. Он борется с бюрократической машиной, которую не заботит судьба маленького человека. По словам Кена Лоуча, которые он повторяет не первый год, он не желает жить в таком обществе, где бедные становятся беднее, а богатые — богаче.
Вот та Европа, в которую нас ведут. Кстати, кто ведет?
Конечно, сакраментальное выражение «богатые жиреют, бедные нищают» слышали все (The rich get richer and the poor get poorer). Это популярная поговорка, которую приписывают седьмому президенту США Эндрю Джексону, занимавшему свою должность с 1829-го по 1837 год. Тогда он боролся с разжиревшими банкирами.