Суть так называемого «плана Кудрина» заключается в том, что денег у государства катастрофически не хватает. Это ни для кого не секрет. Только по официальным данным, дефицит бюджета грозит составить примерно 3% ВВП в 2016 году (2,8 трлн рублей). Но может быть еще больше. По итогам апреля этот показатель дорос до 8,6% ВВП.
Если нет денег, то надо забыть об экономическом росте, равно как и об инфляции ниже сегодняшних уровней, и заниматься бюджетной консолидацией, то есть сокращением бюджетного дефицита до уровня ниже 1% ВВП.
По мнению Кудрина, сегодня необходимо спокойнее относиться к спаду производства и сокращать бюджетный дефицит, чтобы через несколько лет выйти на уровень роста в 1% ВВП. При этом неотложной мерой является институциональная реформа, то есть реформа судебной и правоохранительной системы.
Впрочем, существуют сомнения, что «план Кудрина» пока не обладает концепцией или стратегией развития экономики. Он больше походит на набор чрезвычайных мер противоречащих друг другу. Если нет денег, то за счет чего проводить институциональные реформы? Это тоже требует затрат. Вместе с этим, неясны источники сокращения бюджетного дефицита. Это всегда повышение налогов, либо сокращение расходов. Иногда то и другое вместе. Перед выборами повышение налогов неприемлемо. Из чего следует, что значительная часть «плана Кудрина» останется на бумаге.
После выборов вопрос о повышении налогов, в том числе подоходного налога, теоретически может быть рассмотрен, но проблема в том, что дело не столько в достижении формальных показателей низкого дефицита бюджета, сколько в обеспечении справедливой системы распределения доходов. Это как раз в «плане Кудрина» отсутствует. Определенные здравые идеи в нем есть, но нет самого главного — роста благосостояния общества и уровня жизни людей.
Альтернативной концепцией является план, основной идеей которого является то, что с помощью денежно-кредитной политики предполагается стимулировать экономический рост. Например, за счет недорогих кредитов. Этот план больше направлен на улучшение благосостояния общества, а не на достижение любой ценой неких целевых показателей в экономике. Вопрос в том, что ЦБ, который юридически является независимым институтом и пока не готов к снижению процентной ставки.
Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента Альпари