«Основная мысль Bloomberg заключалась в том, что сейчас ведутся переговоры на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже о том, чтобы привлечь иностранных партнеров для создания фьючерса на Urals. То, что подобный фьючерс будет создан, известно давно, – напомнил директор Фонда энергетического развития Сергей ПИКИН. – Для того, чтобы это удалось сделать, необходимо соблюсти несколько условий. Во-первых, это прозрачные правила, понятные для игроков. Во-вторых, нужна прозрачная финансовая система без ограничений со стороны регулятора — чтобы международные участники при торговле могли свободно заводить и выводить деньги. Третье условие — достаточный объем самой нефти, торгуемой через фьючерс. Если эти условия будут соблюдены, можно говорить о необходимой ликвидности, которая сделает это фьючерс популярным. Но – в долларах США. Все, что говорится о рублях – чистый популизм, ни один серьезный товар в мире не торгуется, кроме как в долларах: от кукурузы до нефти. Рубль же нестабилен и несет серьезные риски: ни один нормальный трейдер не будет связываться с валютой, которая может в течение месяца колебаться в пределах 20%, а то и больше.
Как только фьючерс будет продаваться в рублях, его жизнь будет закончена. У нас был уже фьючерс — в долларах – на Чикагской товарной бирже, и то он не пошел. Фьючерс на дубайскую нефть запускался двадцать лет, – чтобы он заработал как полноценный, признанный ликвидный инструмент, – и все равно в долларах. Наша же задача не от доллара уйти, а повысить стоимость Urals, отвязав его от Brent, и добавив несколько долларов к цене за баррель».
«Я думаю, большого успеха эта идея иметь не будет, поскольку Urals зависит от фундаментальный факторов, в частности, сернистости российской нефти, определяющей дисконт к Brent, – отметил, в свою очередь, начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей СУВЕРОВ. – Возможно, небольшая ликвидность появится, но наибольшая часть средств на биржах все же идет на валютные рынки, и на рынки облигаций. Urals – достаточно нишевый продукт, и цена его все равно будет зависеть от Brent. А основное ценообразование, торговля, происходит на международных биржах. И феноменального успеха ждать не стоит. Уже были попытки торговать Urals на Нью-Йоркской бирже, успеха они не имели, и дело в ограниченном характере применения самой этой марки нефти.
Во-вторых, расчеты по нефти все равно идут в долларах, и это фактор, тормозящий данную идею. А чтобы было хорошее ценооборазование на бирже, чтобы был спрос, расчеты должны быть в долларах. Возможно, будет отдельные случаи рублевых сделок, но внутри страны, – государство, быть может, сумеет частично обязать некие госкомпании к этому. Но во всем мире нефть торгуется за доллары, даже в евро не торгуется, это стандарт».