Квартиры, предназначенные очередникам МГМСУ, перепродали другим гражданам

Кто вернет нуждающимся их законные «квадратные метры»?

Жертвами манипуляций с жильем для очередников стали преподаватели Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ). Несколько десятков семей много лет ждали получения ключей от новых квартир, но сейчас остались ни с чем.

Кто вернет нуждающимся их законные «квадратные метры»?

тестовый баннер под заглавное изображение

Предысторию событий надо искать в начале 2000-х годов, когда МГМСУ заключил контракт с компанией «Асмато» на проведение реконструкции зданий университета. Фирма, единственным владельцем которой является Самвел Степанян, должна была построить многоквартирный дом для сотрудников МГМСУ. По условию договора часть квартир отходила к инвестору строительства, в качестве которого выступил Степанян. Несмотря на то что исходные данные у компании были весьма сомнительными — уставной капитал 10 тыс. рублей и до этого фирма не была замечена ни в каких строительных работах, не имела производственных мощностей, людских ресурсов и денежных средств, — администрация вуза пошла на эту сделку. Можно только догадываться, какими аргументами она в этом случае руководствовалась.

В конце 2002 года власти Москвы выдали МГМСУ разрешение на реконструкцию учебных корпусов и строительство жилого дома во 2-м Щемиловском переулке. После завершения работ 25% всех жилых помещений должно было отойти очередникам из числа сотрудников университета, 5% — московскому Совету ректоров ВУЗов, а остальное — инвестору при условии передачи в бюджет города суммы, равной 10% общей площади (примерно $1,4 млн), в качестве компенсации за социальную и инженерную инфраструктуру.

Инвестиционный контракт с фирмой Степаняна был заключен летом 2003 года. Компания должна была взять на себя все проектные и строительные работы. Тогда же был обозначен срок завершения строительства — 2005 год. Однако инвестор не спешил выполнять условия контракта. Столичные власти продлевали сроки строительства трижды — в 2005, 2007 и 2009 годах. В окончательном варианте значилась дата 30 апреля 2010 года. Но и спустя семь лет застройщик всех своих обязательств не выполнил. Жилой дом был введен в эксплуатацию только в августе 2013 года, это почти на 40 месяцев позже даты, согласованной последним распоряжением столичных властей. А в здании института ремонт идет до сих пор.

Примечательно, что на каком-то этапе Самвел Степанян заключил договор с компанией «Мега-строй». Теперь эта фирма взяла на себя функции генподрядчика и на ее же счета потекли деньги дольщиков. По любопытному стечению обстоятельств «Мега-строй» была образована лишь в 2007 году с уставным капиталом в 10 тыс. рублей. Ее основателем стал сын Степаняна Арсен, а генеральным директором был назначен все тот же Арсен Степанян. Причем фирма не вела сама строительных работ, через нее лишь проходили платежи, предназначенные субподрядчикам и другим фирмам. Такое «скромное» участие «Мега-строя» на стройке МГМСУ тем не менее не помешало руководству «Асмато» вручить этой компании все имущественные права на здание в 2-м Щемиловском переулке.

В апреле 2009 года между правительством города, университетом и компанией «Асмато» был подписан протокол, согласно которому сотрудникам МГМСУ передавалось 18 новеньких квартир. Позже, в связи с увеличением площадей застройки, число квартир выросло до 25 общей площадью 4,3 тыс. кв. м. Однако очередникам так и не суждено было заселить полагающиеся им «квадратные метры».

Без ведома столичных властей между ректором МГМСУ Олегом Янушевичем и Самвелом Степаняном было подписано соглашение, согласно которому университет передает компании «Асмато» свою долю в новостройке. Подобная самодеятельность явно противоречит законодательным нормам. Но участников соглашения это не смутило.

Сегодня на сайте «Асмато» указано, что построенный дом — элитный жилой комплекс, расположенный в центре Москвы, на его территории находится Антроповский пруд. На первых этажах есть фитнес-центр, бассейн, салон красоты, медпункт и детский клуб. В здании круглосуточно работает пост охраны, на подземных этажах размещен трехуровневый паркинг для жильцов. Верхние этажи отданы под пентхаусы. Неудивительно, что покупка квартиры в таком доме обойдется в круглую сумму: один квадратный метр стоит в районе $10—12 тыс.

Нехитрый подсчет показывает, что университет без каких-либо видимых на то оснований передал «Асмато» квартиры на сумму около $50 млн, тем самым самовольно распорядившись жильем, которое предназначалось преподавателям МГМСУ и Совету ректоров. Известно, что компания уже успела часть жилплощади распродать на свободном рынке. Всего продано 16 квартир стоимостью $35 млн, то есть больше половины всего жилья, предназначавшегося очередникам.

Хотелось бы услышать комментарий по поводу этой истории от ответственных лиц Департамента имущества правительства Москвы, а также других городских структур. Столичные власти обратили внимание на махинации с университетскими квартирами в конце 2014 года. Были попытки заставить стороны подписать акт о частичной реализации инвестиционного контракта. Однако ни инвестор, ни руководство университета не поставили под ним свои подписи. Руководство университета по-своему объяснило необходимость передачи «Асмато» квартир, предназначенных для преподавателей: мол, вузу нужны были деньги на ремонт, покупку новой мебели, компьютеров, медицинского и стоматологического оборудования и так далее. Однако напомним, что работы в основном здании МГМСУ все еще идут, хотя с момента начала реконструкции прошло уже 12 лет.

Очевидно и то, что принимать решение о передаче квартир инвестору из доли Москвы без ведома столичных властей и в ущерб законных прав очередников институт права не имел. Гендиректор «Асмато» в этом случае ссылается на некое заключение правового управления правительства города, согласно которому университет и инвестор вправе самостоятельно перераспределять площади, интересы города здесь никак не затрагиваются. Но разве можно считать это заключение распорядительным документом? Как правило, такого рода бумаги несут в себе лишь рекомендательный характер для других ведомств. Возникает и другой вопрос: как мог внутренний документ городской администрации попасть в руки владельцу коммерческой компании, который теперь предъявляет его на всех судебных заседаниях? Еще более удивительно, что Тверской районный суд Москвы принял его в качестве доказательства.

Тем не менее в мае прошлого года Арбитражный суд Москвы запретил компании «Асмато» совершать любые сделки, касающиеся спорной многоэтажки. А также запретил Росреестру регистрировать квартиры в этом доме. Это решение суда вступило в законную силу. Суды апелляционной и кассационной инстанций указали, что дом является общедолевой собственностью сторон, а значит, ни одна из них не вправе распоряжаться зданием до оформления акта о полной реализации контракта.

Обидно, что крайними в этой многолетней эпопее оказались преподаватели МГМСУ, которые годами ждали переезда в новые квартиры. Сейчас эти люди, по сути, остались у разбитого корыта. Это же можно сказать и о гражданах, честно купивших квартиры в «университетском» доме. Их квартиры также попали под арест.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру