Хуже, чем в Канаде, но лучше, чем в Аргентине
Пожалуй, это первое комплексное исследование в России среди потребителей и поставщиков финансовых услуг. С одной стороны, оно содержит всероссийский репрезентативный опрос с выборкой по возрасту, географии, уровням образования, доходов, с другой — различную информацию и аналитические материалы Центрального банка, Минфина, профессиональных сообществ.
Чтобы оценить доступ к финансовым услугам, авторы решили танцевать от печки. Количество финансовых организаций в стране в настоящее время превышает 17 тысяч. Самый широкий охват населения на данный момент имеют банки — на 100 тыс. трудоспособных граждан приходится 38 банковских подразделений. Для сравнения, аналогичный показатель в государствах с ярко выраженной географической и социально-демографической спецификой (большая площадь страны при невысокой плотности населения) составляет 24,4 отделения на 100 тыс. трудящихся в Канаде, 30,7 — в Австралии и 13,4 — в Аргентине.
Общая доля городов, поселков, имеющих точки обслуживания, составляет 64,4%, при этом население, которое в них проживает, превышает 90%.
То есть найти хотя бы один канал получения финансовых сервисов может практически любой, что подтверждают потребители, — как ни странно, 85% довольны количеством точек доступа, а средние затраты времени на осуществление стандартного платежа составляют 19 минут.
При этом доступность стоимости финансовых услуг можно оценить как среднюю. 57% опрошенных говорят, что ценовой барьер не играет существенной роли при выборе депозитных продуктов, текущего счета, однако становится огромным препятствием для получения кредитов. А как может быть иначе при ключевой ставке Банка России в 11%.
Глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян называл ее уровень выше 9% «губительным для бизнеса». Здесь можно добавить: губительным не только для предпринимателей, но и для простых заемщиков.
Интересно, что почти половина россиян не понимают многие предоставляемые на рынке финансовые услуги. И только 55% полагают, что необходимую для выбора финансовой компании информацию можно собрать при определенных усилиях.
Каждый пятый не знает куда вложить деньги
Согласно данным ЦБ, количество активных счетов (по которым проводились операции), открытых физическими лицами, достигло 224,6 млн, что составляет 1,9 счета на каждого труженика.
Однако 21% вообще не пользуются банковскими услугами. Как правило, это люди старше 55 лет, проживают в селах, не имеют высшего образования, с доходами менее 35 тыс. рублей. Или просто безработные, студенты и т.д. Если говорить о региональном срезе, то 27% тех, кому банки по барабану, проживают на Северном Кавказе. Соответственно, непользователи банковских услуг менее всего вовлечены в потребление страховых услуг — 48% отметили отсутствие страхового полиса.
Наиболее распространенными среди населения финансовыми продуктами являются разные варианты дебетовых банковских карт. Кто-то имеет зарплатную карту, оформленную работодателем, кто-то это сделал самостоятельно.
Практически полное отсутствие безналичных платежей среди своих расходов указали 40% опрошенных. То есть можно предположить, что эти люди пользуются пластиком исключительно для снятия кэша в банкомате.
И все-таки отрадно, что четверть респондентов имеют банковский счет с возможностью удаленного доступа, так называемый интернет-банкинг. Доступ через мобильный телефон есть у 11%; возможность использовать оба способа отметили 7%. Владельцев счета с подключенным удаленным доступом больше среди молодежи.
Наиболее частыми пользователями банковских услуг, особенно кредитных продуктов, являются люди от 25 до 44 лет. Средства на депозитах чаще размещает старшее поколение — от 55 лет и выше. Суммировав все показатели, портрет самого активного клиента банков выглядит следующим образом: человек средних лет, живет в крупном городе, имеет высшее образование, работает по найму.
15% россиян готовы «простить» банкам долги
Общий объем кредитов, выданных гражданам, равен около 8,6 трлн рублей, при этом количество заемщиков равно 290 человек на 1000 работающих россиян. Наименее доступными в настоящее время для населения являются долгосрочные кредиты, в то время как в сфере потребительского кредитования и микрофинансирования таких проблем нет.
Самые высокие средние суммы кредитов в ипотеке — 1,2 млн руб., чуть ниже размер ссуд на автомобиль — 525 тыс. руб. Среди неформальных кредитов по размеру лидирует процентный заем у частных лиц — 228 тыс. руб.
Около трети опрошенных указали наличие выплачиваемого кредита. 8% оказались владельцами проблемных кредитов: у них были просрочки платежей, а ежемесячные выплаты по займам составляют более 30% дохода.
Директор департамента международных финансовых отношений Минфина Андрей Бокарев уверен, что нельзя брать кредит, если выплаты по нему съедают больше трети семейного бюджета. «По нашим данным, полностью осознают это только порядка 10% населения, которые оказываются в группе риска», — сказал чиновник.
Это особенно проявилось в прошлом году, когда из-за спада в экономике люди столкнулись с невозможностью своевременно и в полном объеме обслуживать свои финансовые обязательства. При этом зачастую ряд кредитов не носит необходимого характера, а вызван эмоциональными желаниями «купить второй холодильник». Человек просто не просчитывает будущих перспектив. «Что делать? Разъяснять», — заключил Андрей Бокарев.
Отчасти это наивное заявление. Трудно себе представить банковского работника, который будет отговаривать клиента брать второй или даже третий потребительский кредит. Даже если он на поездку в Таиланд на Новый год.
Кстати, реструктуризацией кредитов пользовались только 6% заемщиков — и чаще за такой услугой обращались опрошенные с просроченными кредитами. Наиболее распространенным способом банковской помощи стало увеличение сроков кредитования; реже назывались уменьшение процентной ставки и изменение схемы начисления платежей.
В исследовании отдельно отмечено, что география, возврат, уровень дохода влияния на долю «сложных» кредитов не оказывают. Это свидетельствует о наличии системных проблем на рынке кредитования, связанных с оценкой платежеспособности и уровня закредитованности заемщиков.
Россияне хорошо считают личный бюджет
Объем вкладов в России составляет 18,5 трлн рублей. Его средний размер — 121,1 тыс. рублей. В целом сберегательные вклады, депозиты на третьем месте по популярности среди населения. Почти каждый пятый имеет такой счет и регулярно пополняет. Подавляющее большинство вкладов размещено в банках — 98%; в инвестиционных компаниях, микрофинансовых организациях, кредитных кооперативах граждане счетов практически не открывают.
Впрочем, треть участников исследования указали, что у них либо вообще нет сбережений, либо их объема хватит не более чем на один месяц обычной жизни.
В группы с большим уровнем «выживаемости» можно отнести 13% опрошенных, которые указали, что их финансовых запасов хватит на пять месяцев и более.
По словам начальника Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности ЦБ Михаила Мамуты, сегодня количество сберегателей меньше, чем количество получателей кредитов (таких 29%). И для того чтобы ситуацию можно было назвать стабильной, эта пропорция должна быть хотя бы равной.
Уровень удовлетворенности услугами, получаемыми в основном в банках, достаточно высокий, преобладают позитивные ответы, доля отрицательных отзывов колеблется в районе 5%.
Основными формами выражения претензий является устная жалоба сотруднику организации или своим родственникам, коллегам по работе. Так поступает половина опрошенных. Реже используются письменные претензии, через Интернет или в книге жалоб и предложений. Только 1% недовольных оформили судебный иск.
Финансовая грамотность тесно связана с уровнем образования: среди минимально грамотных 32% имеют образование ниже общего среднего. При этом россияне с разным уровнем монетарной осведомленности не имеют существенных отличий по материальному положению.
Доля правильных ответов по вопросам о финансовой грамотности составила в среднем 45%. Около половины опрошенных правильно ответили на вопросы о процентной ставке на вклад и влиянии инфляции, сложные проценты вычислили 42%, а связь между доходностью и риском увидели 35% опрошенных. Однако только 12% дали правильные ответы на все четыре предлагаемых вопроса, еще 21% — на три. Минимальный уровень финграмотности имеют 20% респондентов, которые не смогли дать ни одного вменяемого ответа.
Люди не разбираются, когда речь заходит о защите прав потребителей при взаимодействии должников и коллекторских агентств, а также при мошенничестве.
Зато россияне очень хорошо информированы о принципах составления личного бюджета расходов и доходов.
Финансовая грамотность напрямую связана с активностью использования дистанционных каналов: чем она выше, тем чаще клиенты пользуются интернет-банкингом или мобильным банком. Аналогичное распределение наблюдается и относительно вовлеченности в безналичные платежи.
На закуску еще одна интересная цифра — 15% россиян готовы не возвращать кредит при наличии веских оснований.
В этой связи президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян пояснил, что понятие «финансовая грамотность» и «финансовая культура» не всегда равнозначны. «Например, человек может быть вполне подкованным в финансовых вопросах, но при этом будет действовать наперекор, подписывая сомнительный договор, считая, что в данный момент ему так выгоднее», — заявил банкир.