Затраты на увеличение добычи и транспортировку «голубого топлива» в Старый Свет ставят крест на их рентабельности, не говоря уже о возможной прибыли. Заявления Эрнеста Мониса аналитики называют словесной спекуляцией, которая не согласована с Израилем.
«Стразу возникает вопрос, почему предложение Евросоюзу о замене российского газа израильским топливом следует со стороны Вашингтона. То ли Иерусалим и Тель-Авив просто не в курсе, то ли такая вероятность находится на стадии обсуждения. Известно, что Израиль старается не делать преждевременных заявлений, не имея достаточного обоснования», — говорит заместитель генерального директора по газовым проблемам Алексей Гривач.
Впрочем, вопрос, почему США решил позаботится о стабильности энергобалланса Европы и при чем тут Израиль, объясняется просто. В конце марта Верховный суд наложил вето на соглашение с американской компанией Noble Energy о разработке и экспорте морских запасов газа. Израиль не согласился с пунктом договора, по которому американцы будут платить налоги по фиксированной ставке в течении 10 лет и приостановил контракт.
Правда, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сразу заявил: власти будут искать способы преодолеть экономический ущерб от этого решения. Однако акции Noble Energy после оглашения решения Верховного суда Израиля все равно упали в цене на 8,2%.
Отсутствию стабильного энергогодиалога между Израилем и Евросоюзом есть объективная причина. По словам Алексея Гривача, крупные месторождения газа на средиземноморском шельфе Израиля открыли в 2009-2010 годы. Запасы на двух крупнейших из них («Левиафан» и «Тамар») оцениваются почти в 800 млрд кубометров.
Их освоение должно покрыть внутренние потребности страны и превратить Израиль в крупного экспортера газа. Представители ЕС не раз говорили о возможности о частичной замене российского газа «голубым топливом» Израиля.
Но на деле эти замыслы реализовать довольно сложно. Во-первых, по этому маршруту нет налаженных путей экспорта. Во-вторых, нынешняя добыча газа Израилем позволяет стране проводить разовые поставки за пределы государства.
Добыча налажена лишь только на месторождении «Тамар». Его запасы составляют около 300 млрд кубометров, а добыча пока не превышает 10 млрд. Запасы «Левиафана» побольше — 500 млрд «кубов». Его прогнозируемая ежегодная добыча оценивается в 15-20 млрд. Но это месторождение находится в стадии разработки и прогнозные данные весьма условны.
Еще один насущный вопрос — как Израиль будет осуществлять транспортировку. Можно создать заводы по производству сжиженного газа. Можно, если верить словам Эрнеста Мониса, проложить трубопровод по дну Средиземного моря, который к 2019 году сможет перекачивать до 30 млрд кубометров израильского газа, из которых 10 млрд будут оставаться в Турции, а 20 млрд транзитом отправляться в Европу. «Но это сомнительно, зная отношения этих стран», — отмечает Алексей Гривач.
Кроме того, власти Израиля, равно как и их европейские партнеры, вряд ли примут окончательное решение о новой трубе, строительство которой обойдется в десятки миллиардов долларов, без подтверждения их финансовой рентабельности. Последнее вызывает большие сомнения. «Инвесторы продолжают относиться с большим сомнением к возврату средств от таких вложений. Поэтому заявление Эрнеста Мониса — это словесная интервенция, не подкрепленная реальными договоренностями», — полагает Алексей Гривач.
Европе более привлекателен газ из России. Например, по трубопроводу «Северный поток — 2», проект которого был разработан, но так и не был реализован из-за боязни Брюсселя угодить в еще большую энергетическую зависимость от России. Однако, на этой неделе с поддержкой этого проекта выступили Германия и Австрия. В частности, как заявило немецкое правительство, «Северный поток-2» укрепит энергетическую безопасность Германии и Европы и поспособствует диверсификации поставок газа в Старый Свет.
Отметим: если этот проект будет реализован, Европа получит стабильный канал поставок газа и сможет отказаться от нестабильного транзита российского «голубого топлива» по территории Украины. Что станет делать Незалежная, потеряв постоянный доход от транзита (в отличие от Киева Москва всегда платила по счетам), остается неизвестным. Вступать в Евросоюз с таким обременением явно не стоит.