Сейчас на заправках еще все спокойно. По крайней мере, в этом убеждены работники АЗС. Они уверяют, что не собираются менять прейскурант, который, по их словам, не меняется два месяца.
Стоит ли этому верить? Действительно, с начала года АИ-95 вырос в цене всего на 50 копеек. Это примерно 1,5%. Для сравнения, в целом инфляция в нашей стране составила 8%. Вроде, нет причин беспокоиться. Некую уверенность вселяют посулы главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, который пообещал, что его ведомство будет расследовать каждый случай, когда розничные цены на бензин после увеличения акциза поднимутся на 2-3%.
Отрадно слышать, но получится ли это на деле? Конечно, если тарифы на заправках сразу подскочат на 2-3 рубля, это вызовет протест покупателей и станет поводом для расследования ФАС.
Но если повышение цен растянуть на несколько месяцев, то оно станет незаметным для глаза потребителя, который давно свыкся с ростом стоимости тех же продуктов. Ценники многих из них прибавляют по рублю почти каждую неделю. Не станешь же ты скандалить на кассе, что за килограмм картошки, которую ты вчера покупал по 14 рублей, теперь придется заплатить 15. Кушать-то хочется.
С ценами на бензин сложнее, но логика аналогична. Разберем по пунктам. Львиная доля российских АЗС находятся под контролем крупных нефтедобывающих компаний. В их структуре существуют как производители «черного золота», так и перерабатывающие заводы и оптовые и розничные торговцы готовым топливом. Все они производят внутренние расчеты. Когда добывающие предприятия в своих отчетах видят, что теряют прибыль, то увеличивают цены на поставки на НПЗ, а последние прибавляют свои проценты оптовикам. Когда доходит до розницы, то надбавка выходит вполне приличная.
Спросите, как скажется в этой цепочке повышение акцизов на продажу топлива на каждой отдельной структуре нефтяной компании? Может, напрямую и не скажется. Но акцизы — лишь малая доля проблемы. В рознице сейчас литр АИ-95 стоит около 37 рублей. Себестоимость его производства — 15 рублям. То есть, навар, не считая затрат на транспортировку и другие расходы, превышает 20 рублей. Из них до 1 апреля в качестве акциза НПЗ отдавали государству до 5,5 рублей. С учетом роста акцизов отпускные цены топлива поднимутся на 2 рубля. Заводы включат счетчик и станут отпускать горючее на продажу также на 2 рубля дороже.
Вернемся к добытчикам нефти. Им также надо показывать акционерам, что они не зря едят свой хлеб и даже в условиях кризиса способны не терять прибыль (подметная борьба между структурами каждого вертикально-интегрированного нефтяного холдинга — война, почище сирийской). Цены на нефть нестабильны, за 1,5 года они упали почти в 3 раза. Есть и другие основания увеличивать ценники для НПЗ. Кроме акцизов на бензин правительство собирается увеличить налог на добычу полезных ископаемых и поднять экспортную пошлину на нефть. В результате себестоимость добычи барреля превысит $27 при мировых ценах в $40.
Очевидно, что владельцы нефтяных холдингов финансово страдают по всем пунктам: и на добыче, и на переработке, и на продаже. И от акцизов.
Выход из положения они давно нашли. Чтобы и рыбку съесть (наверстать упущенную прибыль), и в пруд не лезть (не попасть в поле зрения ФАС), они повышают цены постепенно.
Так, с 14-18 марта, по данным информационно-аналитического центра «Кортес», стоимость оптовой тонны бензина в России выросла на 400-1000 рублей (в зависимости от марки). Розничные цены на литр горючего с 21 по 25 марта в среднем подскочили на 12-13 копеек. Повода для претензий ФАС это не дает. Это же не 2-3%, а гораздо меньше. Но, как говорил Конфуций, «дорогу осилит идущий». Прибавляя по 10-15 копеек в неделю, а может быть и реже, чтобы не привлекать внимания ФАС, к концу года можно повысить прейскурант не на 2-3 рубля, а больше.
Тогда литр 95-го одолеет планку в 40 рублей и не исключено, что дойдет и до 45 рублей. Незаметно, но приготовиться стоит. Как говорила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, повышение акцизов добавит 0,5% к годовой инфляции в 2016 году. Но это, если цены на АСЗ вырастут, как предполагают чиновники, на 5%. Если стоимость горючего подскочит на 10% (это прогноз независимых экспертов), то инфляционная раскрутка добавит минимум 1%. Другими словами, попытка правительства удержать инфляцию в пределах 8% однозначно провалится.
ЭКСПЕРТЫ «МК»:
Игорь ВОЛКОВ, президент финансового холдинга MFX Group:
«Если цены на нефть падают, то и бензин, который производится из этой нефти, должен дешеветь. Это логично. Но только нужно понимать, что нефть дешевеет в долларовом выражении, значит, и бензин должен дешеветь в долларовом выражении. В начале 2014 года АИ-95 в Москве стоил примерно 32.50, но доллар два года назад стоил 33.20 руб., то есть литр бензина стоил около $1. Сейчас мы имеем бензин примерно по 40 рублей за литр АИ-95, но доллар по 68 рублей. То есть теперь бензин стоит примерно 60 центов. То есть он реально серьезно подешевел, но мы этого не почувствовали из-за девальвации рубля. Бензин подорожал на 23% за два года в рублевом выражении. Но при этом рубль по отношению к доллару только за 2015 год девальвировал на 60%. Но ведь российские автомобилисты получают доходы не в долларах, а в рублях! Почему же правительство обкладывает их новыми поборами? Опять же все дело в нефти. Поступления от экспорта нефти – самый главный источник финансирования российского бюджета. Бюджет на этот год сверстан из расчета на цену нефти в $50 за баррель. Но даже при такой цене в бюджете запланирован дефицит, то есть нужно либо занимать деньги, либо расходовать Резервный фонд. Реально же нефть торгуется по $40, а в начале года вообще падала до $27. Из-за этого денег на финансирование всех расходов не хватает, есть реальная угроза бюджетной «дыры» в 2 трлн рублей, а потому приходится расходы сокращать, а налоги увеличивать. В правительстве уже объяснили, что при таких ценах на нефть без повышения акцизов дорожные фонды просто нечем пополнять. Поэтому решили акцизы временно повысить, но обещают, что если нефть подорожает, вернут их на прежний уровень».
Артем ДЕЕВ, руководитель аналитического департамента AMarkets:
«Рост акцизов на топливо является одной из самых непопулярных мер наряду с повышением пенсионного возраста или индексацией социальных пособий в соответствие с таргетируемым, а не реальным уровнем инфляции. Невыгодно такое решение не только населению, но и государству, поскольку рост цен на топливо приведет к ускорению темпов инфляции на дополнительные 1,5-2% в годовом выражении, что, опять же, может нарушить планы по достижению таргетированных целей по инфляции и снизит потенциал восстановления промышленности и сельского хозяйства».
Никита ИСАЕВ, директор Института актуальной экономики:
«Повышением цен на топливо в России никого не удивишь – все уже привыкли к тому, что у нас вразрез с мировой практикой бензин и дизельное топливо дорожают независимо от того, дорожает нефть или дешевеет. И каждому повышению находится хоть и зачастую удивительное, но объяснение. Если мировые цены на нефть падают, то нефтяники «вынуждены» повышать отпускные цены на топливо на внутреннем рынке для компенсации недополученной прибыли, если нефть дорожает, то и цены на топливо растут из-за возросших издержек нефтеперерабатывающих заводов. Как ни крути, крайними оказываются конечные потребители.
Решение во второй раз за год повысить акцизы до 10 130 руб за тонну бензина и до 5 293 рублей за тонну дизельного топлива (прибавка примерно 2 рубля за литр бензина и 1 рубль за литр дизельного топлива) выглядит на этом фоне странно. Но правительство прекрасно понимает, что в России с большими расстояниями и слаборазвитым общественным транспортом (здесь речь и о городском транспорте и о междугородних автобусных, железнодорожных и авиаперевозках), без машины не обойтись. Плюс к тому приближается сезонный рост активности автомобилистов – поездки на дачи, автопутешествия, города освобождаются от снега. В результате спрос на топливо гарантированно вырастет, независимо от роста цен. Таким образом ожидаемое пополнение бюджета, по словам замглавы Минфина Юрия Зубарева, составит порядка 75,4 млрд рублей за 2016 год.
При этом у правительства есть огромные ресурсы по сокращению неэффективных расходов. Одно только сокращений субсидий неэффективным и убыточным госкомпаниям даст примерно столько же – 88 млрд рублей в 2016 году, не говоря уже о системе госзакупок с оборотом в 25 трлн рублей в год. В условиях кризиса наоборот необходимо снижать нагрузку на граждан и предпринимателей. Повышение акцизов – мера крайне недальновидная. В краткосрочной перспективе может дать рост доходов бюджета, но уже в среднесрочной может сильно тормозить восстановление экономики и выход из кризиса».