С 1 апреля система заработает в тестовом режиме, на добровольных для бизнеса началах. Почему маркирование начали с меха? Во-первых, по данным экспертного сообщества, 80% этого рынка находится в «серой» зоне: из 1 млн. ввозимых из-за рубежа изделий только 200 тыс. декларируется и с них, соответственно, уплачивается 10% таможенных пошлин и 18% НДС. Всего в России этим бизнесом занимаются около 2,5 тыс. компаний. Представитель таможни Сергей Третьяков пояснил «МК», что расхождение связано с тем, что довольно много меха завозится из Казахстана, Белоруссии, а также для «личного пользования» обычными гражданами. В связи с этим процент реальной контрабанды, конечно, значительно ниже.
Во-вторых, система может полноценно функционировать только тогда, когда к ней подключатся все пять стран, входящие в ЕАЭС. На данный момент участники союза согласились на маркировку меха, а ратифицировал соответствующее соглашение один Казахстан.
Замглавы ФНС Дмитрий Григоренко уверен, что в ближайшее время это сделаем и мы. Тогда с 1 октября маркировка специальным чипом станет обязательной, причем не только на импорт, но и на отечественные меховые изделия.
Стоимость одной марки в зависимости от способа крепления обойдется предпринимателю от 15 до 22 рублей. Заказывать их можно непосредственно в личном кабинете ФНС, в котором создан специальный раздел. Там же существует «кнопка» для заключения онлайн-договоров на изготовление чипов с Гознаком. Напечатают их в течение пяти дней с момента получения 100% оплаты.
Бумажная марка, в которую встроен специальный чип с небольшой антенной, содержит несколько типов информации: уникальный номер, описание товара, ИНН продавца/покупателя и т.д. Марками красного цвета маркируется импорт, зеленого — отечественное. Марки бывают вшивными, клеевыми, навесными. Последние самые дорогие.
Получить их предприниматель может двумя способами: либо самовывозом из какого-то филиала Гознака в регионе (их восемь, и все они находятся в европейской части), либо оформить доставку почтой или курьерской службой. За это придется доплатить. В принципе с учетом высокой стоимости меховых шуб и больших объемов заказываемых марок это почти не скажется на стоимости. По крайней мере, так утверждает один из руководителей крупного сетевого кожаного и мехового ритейла Армен Осипов. Но вот если речь, допустим, идет о варежках, шапках, то это несомненно повлияет на цену в сторону повышения.
Импортеры маркировать меха будут либо на заграничных фабриках (упрощенный вывоз марок предусмотрен законодательством), либо на территории России на таможенных складах временного хранения. Отечественные производители, прежде чем продать свою продукцию оптовикам, смогут это сделать прямо на фабриках.
То, что власти хотят вывести меховой бизнес «на чистую воду», заставив платить в полном объеме налоги и таможенные пошлины, это понятно. Наверное, в такой схеме действительно для легализации товара невозможно просто купить левую партию у фирмы-однодневки, а затем, «умыв руки», пустить мех в розничную сеть. В системе ФНС товар не будет зарегистрирован, и любая выездная проверка налоговиков, таможенников, Роспотребнадзора это сразу выявит.
Что же маркировка даст простому покупателю? Главное, благодаря ее внедрению россияне получат достоверную информацию об изделии. Это гарантия того, что, купив дорогую вещь, человек будет уверен, что она легально произведена, ввезена, продана. Если вдруг через две недели шуба расползется по швам, ее можно без проблем сдать обратно.
Проверить «историю» товара покупателю можно с помощью даже обычного смартфона. Для этого необходимо скачать из онлайн-магазина бесплатное приложение. Зайдя в него, наведя гаджет на марку, включить видеорежим. Если вещь чистая, на экране появится надпись «Товар успешно прошел проверку» с подробным описанием. Покупатель визуально сможет убедиться, что перед ним, например, «женский жакет меховой из каракуля на подкладке из трикотажа с отделкой мехом черно-бурой лисицы и с ремнем из искусственной кожи, производитель такой-то, Китай».
Если вещь не зарегистрирована в системе должным образом, то на красном фоне выскочит фраза: «Этот товар не маркирован». Покупать такой товар — значит действовать на свой страх и риск.
В ФНС отказались комментировать информацию, на какие группы товаров может быть распространена практика маркирования. Однако, как стало известно «МК», переговоры в рамках ЕАЭС ведутся об одежде, алкоголе, нескоропортящихся продуктах питания.