По мнению американских аналитиков, ФРС в ближайшее время может воздержаться от дальнейшего повышения базовой учетной ставки, которая на данный момент находится в коридоре 0,25% – 0,50%. С декабря 2008 г. по декабрь 2015 г. учетная ставка центробанка США была практически нулевой – в диапазоне от 0,00% до 0,25%.
Для России подобная декларация о намерениях американского регулятора значит на практике, что доллар будет медленнее дорожать по отношению к российской валюте: это уменьшит давление на рубль. Как только Федрезерв начнет дальше повышать базовую учетную ставку, усилится приток средств в американские ценные бумаги, и доллар будет расти по отношению к другим мировым валютам. А он и без того вырос благодаря дешевой нефти, которая на мировом рынке деноминируется в долларах США, вследствие чего цена на «черное золото» обратно пропорциональна стоимости американской валюты.
Вместе с тем, как отмечает газета USA Today, выступление Йеллен противоречит недавним высказываниям ее коллег по ФРС – председателя Федерального резервного банка Атланты Денниса Локхарта, председателя ФРБ Филадельфии Патрика Харкера и председателя ФРБ Сент-Луиса Джеймса Булларда (всего в состав ФРС входит 12 региональных резервных банков). Эти руководящие банкиры считают, что с экономикой США настолько все в порядке, что на заседании ФРС 26-27 апреля надо поднимать учетную ставку.
Но слово самой главной леди финансового мира весит тяжелее, чем сумма мнений этих трех джентльменов. Йеллен считает, что для Федрезерва гораздо легче тормознуть экономику путем повышения ставок, если экономика начнет ускоряться, чем простимулировать ее снижением ставок, «если экономический рост начнет спотыкаться или если инфляция будет упорно сохраняться на низком уровне».
Очевидно, глава ФРС больше, чем ее подчиненные-коллеги, склонна учитывать происходящее за пределами США (хотя она и сказала об «ограниченном» влиянии глобальных процессов на самодостаточную американскую экономику). На днях инвестиционный гигант Pacific Investment Management (Pimco) снизил свой прогноз роста глобальной экономики на 2016 год на четверть процента, до 2% – 2,5%. Pimco отметил, что в 2014 году общемировой ВВП вырос на 2,8%, в 2015-м – на 2,6%, а в этом году рост будет еще меньше – налицо продолжение негативной тенденции. В этой динамике не последнюю роль играют крупные развивающиеся экономики типа КНР, России и Бразилии, которые переживают не самые лучшие времена.
И хотя экономика США – четверть всей мировой, и экономическая ситуация в Америке лучше, чем в большинстве стран, Америка является частью глобальной экономики и не застрахована от того, что на нее перекинется общая эпидемия спада. Фактически это уже наблюдается: последняя оценка Федеральным резервным банком Атланты роста американского ВВП в первом квартале с.г. – 0,6% (в годовом исчислении); еще совсем недавно этот же ФРБ предсказывал 1,4% – такими темпами рос ВВП США в IV квартале 2015 года. ФРБ Атланты также снизил свой прогноз реального роста потребительских расходов в первом квартале 2016 г. – с 2,5% до 1,8%. А потребительская активность – главный драйвер американской экономики.
Не забыла г-жа Йеллен и о нефти. Если кто-то думает, что снижение нефтяных цен бьет только по России, думайте лучше. Председатель ФРС назвала дешевую нефть одним из «рисков, ведущих к снижению экономического роста»: ведь США – одна из главных нефтедобывающих стран, где на нефтяную отрасль завязана немалая часть экономики; в последнее время американская «нефтянка» была вынуждена из-за низких цен консервировать скважины, ограничивать добычу, увольнять рабочих. Джэнет Йеллен, говоря о некотором повышении нефтяных цен в последнее время, сказала и о возможности их нового падения. Что, как уже говорилось, повышает курс доллара – и тормозит американский экспорт. Усугублять это повышением учетных ставок, которое также влечет за собой удорожание американской валюты, ФРС остерегается.
Телекомпания CNBC выделяет в выступлении г-жи Йеллен неопределенность, которую глава Федрезерва видит в сегодняшней экономической ситуации. С учетом этого фактора многие эксперты полагают, что ФРС может подождать с повышением учетной ставки аж до сентября.
Читайте интервью Сергея Глазьева «МК»: «Объем валютных спекуляций на Московской бирже достиг астрономической суммы — это 10 ВВП России»
Илья Бараникас, Нью-Йорк