Все шаги, которые Россия за 20 лет сделала для интеграции в правовое пространство Старого Света, где во главе угла стоят права человека, были перечеркнуты новым законом.
15 декабря прошлого года Владимир Путин подписал документ, вносящий поправки в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», согласно которым последней теперь может разрешить руководству страны не исполнять решения международных судов, если данные решения противоречат Конституции России. В первую очередь это касается Европейского суда по правам человека.
Неисполнение решений ЕСПЧ не российское «ноу-хау». Европейские страны также не могут похвастаться безоговорочным и своевременным воплощением их в жизнь. Так, сейчас более 2,5 тыс. вердиктов Европейского суда ждут своего часа в Италии и 1,5 тыс. — в Турции. И это далеко не полный список.
В этой тенденции доля вины лежит и на Европейском суде.
Дело в том, что постановления ЕСПЧ не подлежат принудительному исполнению. Страны-участницы Европейской конвенции по защите прав человека, присоединившись к ней, выражают свою добрую волю (а не обязанность) по протекции основных прав и свобод, их реализации и гарантии. Комитет министров ЕС предлагает (а не требует) государствам самостоятельно разработать план реализации решений Европейского суда.
Что же мы видим? С одной стороны — отсутствие действенного механизма по исполнению решений Европейского суда в обязательном порядке. С другой — неоднозначность ряда правовых позиций ЕСПЧ по некоторым громким и резонансным делам.
Впрочем, не все так плохо. Благодаря решениям ЕСПЧ в отношении России за эти 20 лет наша судебная система претерпела целый ряд положительных изменений. В частности, речь идет о введении компенсации за нарушение сроков судопроизводства, о судебном контроле за избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, о недопустимости провокаций со стороны правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и так далее.
Но существуют риски. Из-за обострения внешнеполитической обстановки вокруг России, давления на нее ряда государств и новоиспеченного права не признавать решения Страсбургского суда в проигрыше могут оказаться рядовые россияне.
Последние 10 лет суды практически не выносят оправдательных приговоров (их количество не превышает 0,6 %. всех дел). Причина тому убеждение чиновников, что оправдательный приговор — это плевок в лицо государства. К тому же оправданному нужно компенсировать его расходы. Желание чиновников сэкономить бюджетные средства неудивительно. Поэтому отчаявшись найти правду в наших судах, российские граждане обращаются в Европейский суд.
Но в результате Россия наоборот тратит больше средств. Например, в 2014 году страна заплатила больше 32 млн евро (около 2,5 млрд рублей) за участие в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Львиная доля из этой суммы идет на содержание ЕСПЧ. Еще более 1 млрд рублей заложено в бюджете на оплату юридических услуг по представлению интересов нашей страны в ЕСПЧ. Плюс сотни миллионов рублей ежегодных компенсаций гражданам.
Возникает справедливый вопрос: зачем такие расходы, да еще и во время кризиса? Может, проще и дешевле усовершенствовать российскую судебную систему?
Евгений Корчаго,
председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»