Народ в России стремительно нищает. Настолько стремительно, что это стали замечать даже в правительстве. На прошлой неделе заместитель председателя правительства Российской Федерации Ольга Голодец в своем выступлении на Неделе российского бизнеса сказала:
— У нас обозначается очень резкое падение доходов… и по реальному уровню заработной платы, и вообще доходов. Этo все отражается на снижении пoкупательской способности населения, и это все отражается на розничном обoроте, который сокращается.
Чтобы увидеть это самое падение — далеко ходить не надо. Достаточно пройтись по любому торговому центру. Продавцы ювелирных магазинов тоскуют за прилавком и маются от безделья. Продавцы дорогой одежды и обуви кидаются к каждому покупателю, как утопающие — к спасательному кругу, и готовы нести вас в кассу на руках.
Чтобы хоть как-то завлечь покупателей, одна из сетей, торгующих дорогой обувью, уже третий год предлагает покупателям такую систему оплаты, как рассрочка. Прибегнуть к ней маркетологи сети предложили, когда курс доллара полез вверх. Условия щадящие. Нужны только паспорт и телефон. Первый взнос за покупку — через месяц. Срок рассрочки — 3 или 6 месяцев по желанию покупателя. Процентов не начисляется. В принципе идея, что понравившиеся тебе туфли за 9000 ты можешь просто надеть и уйти, а затем выплачивать 1600 рублей в месяц в течение полугода, безусловно, приятна каждой женщине. Впрочем, следует помнить, что за каждый день просрочки вам начислят штраф 500 рублей за каждый день просрочки. Микрозайм — он микрозайм и есть.
Все это было бы лишь интересным экономическим наблюдением, если бы практику рассрочки не вынуждена была применить у себя сеть обувных магазинов, торгующая гораздо более дешевой обувью. То, что москвичи вынуждены прибегать к помощи рассрочки при покупке обуви за 2000–3000 рублей, уже говорит о многом.
Условия рассрочки — те же 3–6 месяцев, без первого взноса и процентов. Правда, в анкете для банка придется указать двоих поручителей и подождать минут 15, пока банк одобрит ваш заем. И еще один ма-а-а-ленький нюанс. Продавцы не торопятся информировать о штрафе за просрочку платежа. А она все та же — 500 рублей за один день просрочки.
— В России в малых городах около 45% населения живет в кредит, а 23% жителей не может вовремя расплачиваться по долгам, — поясняют аналитики маркетингового агентства Step by Step. — В ситуации экономической нестабильности потребительская способность населения снижается более заметными темпами, это оказывает влияние и на жителей городов-миллионников. Когда у людей не хватает денежных средств, а совершить покупку хочется, они прибегают к помощи друзей и родственников и берут в долг, то есть используют неформальные институты или же обращаются в формальные структуры — банки, микрофинансовые организации (МФО), в крайнем случае, в ломбарды.
Со своей стороны, магазины начинают предлагать приобрести товары не только в кредит, но и в рассрочку: если раньше такая опция касалась скорее вещей вроде крупной и мелкой бытовой техники, то в последнее время появилась возможность приобретать в рассрочку и товары более частого, повседневного потребления — одежду, обувь. Первыми к такой практике обратились игроки региональных рынков, что связано именно с более низкой потребительской способностью жителей. Рассрочка, особенно с обещанием низкого первоначального взноса, простотой и легкостью оформления может являться банальной уловкой для неосторожного покупателя. Предложение рассрочки может быть выгодно для продавца, в то время как у потребителя возникает ложная иллюзия возможности приобрести товар здесь и сейчас. На самом же деле в современных экономических условиях нет никакой гарантии, что у человека действительно будет возможность рассчитаться с магазином, что впоследствии затянет его в кредитную яму.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
— Для российского рынка обуви характерен большой объем теневого сегмента, сопоставимого по доле такового на рынке алкоголя, — говорит финансовый аналитик «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. — В итоге разброс оценок рынка в парах обуви составляет 500–600 млн пар, а в денежном — 11–18 миллиардов долларов. 85–90% рынка приходится на импорт. В 2015 году российский рынок обуви сократился примерно на 10–20% по сравнению с предыдущим годом, поскольку домохозяйства откладывали приобретение товаров длительного пользования из-за снижения реальных доходов. Напомню, что в 2015-м реальные доходы населения снизились на 4%, а реальные зарплаты — на 9,5%.
Не исключаю, что услуга будет пользоваться популярностью в регионах, особенно в небольших населенных пунктах. Однако в крупных городах число таких покупок будет несущественным, так как многие покупатели уже имеют кредитные карты. В развитых странах подобные микрокредиты также не распространены из-за высокого проникновения кредитных карт.
— В принципе нет ничего странного в продаже обуви в кредит, — говорит заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин. — Системы кредитования на определенные товары непосредственно в точках продаж в России существуют давно и успешно развиваются. В крупнейших городах сейчас возможность покупки любого товара — от продуктов питания до одежды и бытовой техники — с использованием кредитных продуктов уже давно не в новинку. При наличии возможности расплатиться за покупку кредитной картой в кредит можно купить все что угодно. Услуга пользуется популярностью и продолжает свое развитие, даже несмотря на рост просрочки по потребительским кредитам.