Уже не так много времени осталось до момента, когда Россия впервые после ввода санкций попытается занять деньги на зарубежных рынках. Объем займа невелик — всего 3 миллиарда долларов. Российский бюджет такая сумма явно не спасет, но зачем занимать — тоже понятно. Малый объем займа должен стать пробным шаром и показать возможности России по заимствованиям на внешних рынках в текущей ситуации. Да и пора бы уже — в последний раз Россия привлекала средства частных инвесторов на международных рынках осенью 2013 года, разместив бумаги на $6 млрд. После введения западных санкций в 2014 году наша страна на рынок публичных займов не выходила.
Однако даже нынешняя скромная попытка вызвала противодействие со стороны наших «западных партнеров». Сначала ФРС США, а затем и Европейский центробанк попросили свои банки не участвовать в этом размещении. Основная формальная причина — возможность использования данных средств для обхода режима санкций. Так, по мнению американских и европейских чиновников, полученные деньги могут быть направлены на финансирование компаний, попавших под санкции и не имеющих возможности занимать на внешних рынках.
Спору нет, деньги, попавшие в российский бюджет, могут использоваться нашими властями в разных целях — в том числе и в целях, не соответствующих общепринятым западным ценностям в понимании местных властей. Но это, как мне кажется, не главная причина нападок на новые российские займы. Самый важный вопрос — почему этот запрет в принципе появился.
Если отвлечься от политической риторики, причина проста — экономическая целесообразность. Точнее — высокая конкурентоспособность российских заимствований на фоне зарубежных аналогов.
Действительно, сейчас и в мире не хватает хороших долговых инструментов, совмещающих в себе два важных фактора — надежность и доходность. В основном на рынке представлены либо высоконадежные облигации, либо высокодоходные. Российский выпуск может оказаться и надежным и доходным.
А спрос на него будет вот почему.
Несмотря на низкие цены на нефть, сложную экономическую ситуацию и режим санкций, Россия, как и российские компании, продолжает добросовестно расплачиваться по своим внешним долгам, что является позитивным фактором для инвесторов. Также стоит отметить и низкий уровень долга, что ведет к низким расходам на его обслуживание. В результате, несмотря на низкий рейтинг страны, на мой взгляд, спрос на облигации будет — и, скорее всего, он будет превышать предложение, что позволит России разместить облигации на выгодных условиях.
Да, «рекомендации» со стороны монетарных властей США и Европы своим банкам не участвовать в этом размещении скажутся на итоговом спросе, а значит, и доходности этих облигаций. Однако я не вижу причин, которые могли бы стать препятствием на пути их размещения.
Также стоит отметить два других немаловажных фактора. Первым из них выступает «дно» на сырьевых рынках. Вполне возможно, что в ближайшие месяцы рынок нефти покажет минимумы этого года (если уже не показал их в январе), после чего начнется планомерное и фундаментально обоснованное восстановление цен на нефть, что будет снижать риски российских облигаций, в результате чего их котировки будут расти. Вторым фактором выступает снижение геополитической напряженности в отношениях России с ее западными партнерами. Если в ближайшие полгода мы увидим дальнейшие шаги по нормализации ситуации на востоке Украины, это может, несмотря на недавнее продление санкций, привести к потеплению отношений между Россией, США и Европой, а значит, приведет к еще одному витку роста спроса на российские облигации.
Учитывая то, что и ФРС США и Центробанк Европы называют свои наказы «рекомендацией», очень интересно будет посмотреть, пересилит ли экономическая целесообразность политические мотивы. Если да, то банки в Европе и США получат еще один надежный и доходный инструмент. Если нет, то вся прибыль достанется инвесторам из Азии. Которые, несомненно, к нам придут — свято место, как известно, пусто не бывает.
Богдан ЗВАРИЧ,
ведущий эксперт ГК «Финам»