Россия сталкивается с долгосрочным риском дефляции из-за резких ограничений бюджета, снижения уровня долга, демографических факторов, профицита счета текущих операций и высоких реальных процентных ставок. Об этом пишет аналитик Bank of America (BofA) Дэвид Хонер в клиентском обзоре, сообщает агентство Bloomberg.
Вместе с тем, отмечают американские эксперты, которых цитирует ТАСС, инфляция в России существенно замедлилась в начале 2016 года. Так, в феврале, по данным Росстата, рост потребительских цен составил 0,6%, с начала года - 1,6%. В годовом выражении инфляция в феврале сложилась в размере 8,1%. Для сравнения: в феврале 2015 года рост потребительских цен составил 2,2%, то есть почти в четыре раза превышал нынешний.
По мнению эксперта BofA, Банк России уже на ближайшем заседании 18 марта может начать масштабный цикл снижения ключевой ставки, который может стать максимальным на глобальном рынке в течение следующих нескольких лет. При этом в базовом сценарии BofA первое снижение ключевой ставки в этом году может произойти чуть позже - во II квартале. Однако шансы на снижение ставки в марте есть из-за роста рубля, считают эксперты банка.
Если зарубежные эксперты правы, это означает кардинальное изменение условий игры в российской экономике. А именно – монетарные власти перейдут от политики сдерживания инфляции «любой ценой», в том числе – за счет неконтролируемого курса рубля, к политике стимулирования экономического роста.
Действительно, сейчас ключевая ставка ЦБ находится на уровне 11% годовых. На практике это означает, что даже очень надежным заемщикам банки могут выдавать кредиты по ставке от 15% годовых. Ряд предпринимателей (скажем, в торговом бизнесе) это может устроить, но для реализации крупных промышленных проектов, типа создания новых самолетов, - абсолютно неприемлемо, проекты с такой долговой нагрузкой не окупаются.
Однако до сих пор Центробанк придерживался крайне жесткой политики: процентные ставки должны быть высоки, чтобы избежать всплеска инфляции. В этом была логика: с долгосрочной точки зрения именно низкая инфляция является одним из главных критериев привлекательности экономики, поскольку инвесторы не несут значительного риска обесценения своих вложений.
Теперь, похоже, логика меняется. Становится понятно, что до «светлого будущего» с низкой инфляцией и высоким инвестиционным спросом российская экономика может просто не дожить – умрет по дороге. А значит – нужно снижать процентные ставки на денежном рынке. Которые в основном и определяет Банк России, выдавая кредиты коммерческим банкам.
Поэтому прогнозы Bank of America выглядят вполне реалистичными – в целом они соответствуют именно той политике, которую в текущей ситуации стоило бы выбрать российским властям.
Правда, пока монетарные власти не торопятся с принятием подобных решений. Совет директоров Банка России на заседании в конце января оставил ключевую ставку без изменений на уровне 11% годовых. В то же время регулятор в своем релизе не исключил даже ужесточения денежно-кредитной политики, то есть роста ставок. Следующее заседание совета директоров ЦБ по ставке состоится 18 марта. Центробанк в рамках политики инфляционного таргетирования намерен в 2017 года достичь инфляции в 4%.