По словам министра нефти Эквадора Карлоса Пареха, встреча его страны с коллегами из Венесуэлы, Колумбии и Мексики перенесена из-за сложных графиков участников. Новую дату запланировали на конец марта — начало апреля.
Эту встречу рынок ждал с нетерпением. На ней латиноамериканские нефтяники рассчитывали выработать единую позицию относительно снижения добычи нефти. Причем она обязательно должна была состояться за несколько дней до встречи независимых производителей с ОПЕК, ведь на переговорах с нефтяным картелем латиноамериканцы хотели выступить единым фронтом.
Эквадор и Венесуэла входят в ОПЕК, Колумбия и Мексика — нет. И те и другие подтвердили намерение заморозить ряд скважин, чтобы снизить переизбыток сырья на рынке.
О тех же планах заявляли Саудовская Аравия, Катар Алжир, Нигерия, Оман, Кувейт, Арабские Эмираты, Иран и Ирак. Россия прямо говорит о необходимости этого. Конкретику добывающие страны хотели сформулировать на совместной встрече. По словам замминистра нефтяной промышленности Ирака Фаяд аль-Нема, она должна состояться 20 марта в Москве. Глава Минэнерго РФ Александр Новак называл примерно те же сроки — период с 20 марта по 1 апреля.
Но теперь, судя по всему, она также будет отложена. Латиноамериканцам не выгодно, чтобы между ними существовали разногласия, ведь этими размолвками воспользуются нефтяные шейхи Ближнего Востока. В частности, пусть и сократят добычу, но в меньших объемах, чем латиноамериканцы.
Впрочем, главной причиной срыва встречи добытчиков Латинской Америки является, скорее всего, не «сложные графики участников», а отсутствие определенности относительно переговоров с ОПЕК. Входящие в картель страны, в первую очередь ближневосточные, хоть и заявляют о необходимости снижения добычи, всячески сопротивляются этому. Скорее всего, они пытаются между собой, как говорится, «в кулуарах», определить наиболее выгодные для себя условия ограничения производства, чтобы в большей степени пострадали остальные участники рынка.
Что же будет с рублем? В последние дни, когда цены на нефть поднялись выше $40, российская валюта также укрепилась. Сейчас доллар стоит около 70 рублей (против 85 рублей в конце января, когда нефть опустилась до $28). Но котировки «черного золота» до последнего момента подогревали слухи о встрече с ОПЕК. Если же рынку станет очевидно, что встреча провалилась, то цены нефть пойдут вниз и доллар подпрыгнет как минимум до 75 рублей.
Впрочем, сохранение планки в 70 рублей также возможно — этому может способствовать громкое заявление любого потенциального участника этой встречи о конкретных сроках ее проведения.
Еще одним плюсом является заявление Международного энергетического агентства (МЭА, США) о предстоящем росте спроса на нефть в 2016 году. До этого времени американцы не раз утверждали, что переизбыток будет расти, а цены падать. Теперь МЭА соглашается, что дно нефтяных цен пройдено. Агентство также предполагает ослабление доллара.
Кстати, снижение производства, как ни странно, может дать толчок к подъему российской добывающей отрасли. Дело в том, что большинство скважин на Ближнем Востоке неглубокие. Технологически оперативно заморозить и разморозить их довольно просто. Российские ресурсы преимущественно залегают на серьезных глубинах. Их заморозка может привести не только к истощению, но даже к дальнейшей потере доступа к ним.
С одной стороны, мы утратим первое место среди производителей нефти. С другой стороны, консервация старых месторождений, которые по большому счету себя исчерпали, может заставить нефтяников оптимизировать добычу и сконцентрироваться на более рентабельных проектах. Конечно, это займет не один год, но не воспользоваться таким стимулом — поставить нашу нефтяную отрасль на грань выживания.