Несмотря на громкие премьеры «иксообразных» новинок LADA Vesta и XRAY, качество которых за эти деньги явно оставляет желать лучшего, дела у АвтоВАЗа идут все хуже и хуже. Тольяттинцы окончательно отказались от содержания дочерних предприятий, закрыв и ОПП, и ВИС-Авто, и LADA Sport, кое-как пытаясь избавиться от скопившихся на их площадках автомобилей. Мы уже не говорим про сокращение производственных процессов на головном конвейере, а также массовых увольнениях персонала.
Меры вполне ожидаемые и в какой-то степени даже оправданные — иначе как сводить концы с концами откровенно загибающемуся заводу, чьи убытки перевалили за 73 млрд рублей? Но позвольте, как объяснить тот факт, что производство пятидверной LADA 4x4, которую практически никто не покупает, переносят из ОПП на основную линию? Иными словами, в организацию выпуска модели, разошедшейся за 8 месяцев прошлого года тиражом всего в 5500 экземпляров (обычная «трехдверка» за тот же промежуток времени нашла почти 18 500 владельцев), менеджмент завода зачем-то продолжает вкладывать немалые деньги.
Похоже, не зря бывшие сотрудники завода, а вместе с ними и независимые эксперты, обвиняют вазовцев в растрате выделенных средств на собственные нужды. Но как бы там ни было, а перенос длиннобазной «Нивы» на линию LADA Priora состоялся.
Кстати, о «Приоре». Тут тоже вырисовывается не менее любопытная картина. Машину раздели почти полностью, оставив, пожалуй, лишь руль и сиденья, а сильно дешевле она не стала. Судите сами: голая, а со следующего месяца и единственная, комплектация авто стоит всего на 40 000 рублей меньше текущей версии и на целых 60 000 дороже ранее заявленного прайса! Грубо говоря, автомобиль стал хуже в оснащении-оформлении, но в цене не изменился. Ход, конечно, хитрый, но только на взгляд заводчан, потребитель же вряд ли на него поведется. Да и акционеры вряд ли оценят.
Впрочем, ни они, ни государство АвтоВАЗу уже не верят: вряд ли ребята из Внешэкономбанка, Ростеха и Renault–Nissan еще хоть раз пожертвуют заводу копеечку. Если, конечно, в распиливании средств, в том числе и налогоплательщиков, не заинтересованы они сами. Стимулирующие меры в виде программ льготного автокредитования, утилизации и прочих субсидий пользу приносят крошечную — уж слишком крепко застрял в долгах автостроитель.
А последняя аудиторская проверка и вовсе показала, что Волжский завод не в состоянии осуществлять дальнейшую деятельность. Не помогли ни сокращенная до четырех дней рабочая неделя, ни уменьшение зарплаты сотрудникам, которую, кстати сказать, вот-вот срежут еще на 20%.
Эксперты уверены, что самоликвидация АвтоВАЗа неминуема. Хотя бы для того, чтобы дать зеленый свет западным коллегам-конкурентам с их «Датсунами», «Дастерами», «Логанами» и тому подобными «Сандеро».
Более того, в альянсе уже не раз говорили о том, что не хотят, да и — к гадалке не ходи — не будут создавать внутреннюю конкуренцию между брендами, что в общем-то вполне оправданно. Поэтому панихида по умирающему предприятию с полувековой историей — результат ожидаемый. Вопрос времени, которого, как мы видим, у волжан почти не осталось.
Как, впрочем, и не осталось шансов у шведского варяга Бу Андерссона: ему сулят скорую отставку. По неподтвержденным данным, умело отработавший заказ управленец покинет свой пост уже в начале марта (по другим сведениям — максимум летом).
Кто будет следующим? Возможно, Павел Жукалов — он же вице-президент АвтоВАЗа по безопасности, а быть может, действующий директор «LADA Ижевск» Михаил Рябов. Ясно одно: будь это хоть генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин, которого также прочат на место Андерссона, — на должности президента Волжского автозавода ему все равно долго не просидеть. Если автогигант и не потонет полностью, то руководящий пост однозначно займет очередной иностранец. Буржуям ведь лучше знать, как правильно распорядиться российским автопромом.
А пока АвтоВАЗ тихонько доживает свой век, его можно трепать по полной: полагаем, что обнаруженная ежегодной ревизией недостача в сумме 19 000 000 рублей, пусть и в виде пропавших деталей и комплектующих, еще далеко не последние материальные ценности, которыми можно поживиться на предприятии.
Кстати
Вячеслав ВАСИЛЕНКО, обозреватель портала «АвтоВзгляд».
Заработав в 2015 году рекордные убытки, в 2016-м АвтоВАЗ хочет найти инвестиции для своего СП «GM-АвтоВАЗ». Деньги нужны для запуска в производство Chevrolet Niva второго поколения. Порталу «АвтоВзгляд» стало известно, что Волжский автозавод хочет где-нибудь «нарыть» еще почти 11 млрд рублей — для вливания в свое СП «GM-АвтоВАЗ». Дело в том, что, когда американский концерн вывел в прошлом году с российского рынка свои бренды Opel и Chevrolet, работы над проектом Chevrolet Niva второго поколения в рамках СП были свернуты. Выпуск старой «шнивы» продолжается и по сей день. Правда, производство этого морально устаревшего внедорожника идет не в две, а в одну смену. Задачу поиска денег под проект «новой Niva» для АвтоВАЗа «облегчает» недавно обнародованный отчет аудитора автогиганта — компании Ernst & Young. Напомним, что согласно тому документу убыток предприятия в 2015 году составил 73,851 млрд рублей, почти втрое больше, чем годом ранее, став самым большим убытком предприятия в его истории.