По словам Аркадия Злочевского, минимальная цена за пшеницу третьего сорта сегодня составляет 10 430 рублей за тонну. Тогда как пик цен на зерно на уровне 11 500 рублей за тонну был при курсе 32 рубля за доллар — то есть лет шесть-семь назад. Такая тенденция имеет общемировой характер. В США, например, пшеница торгуется по 164$ за тонну, чего не было с 2010 года. «Все тренды ослабления цен налицо. Это негативно влияет на экспортные продажи и внутреннюю конъюнктуру с точки зрения стимулирования посевов», — подчеркнул Злочевский, добавив, что существенного укрепления цен ждать не приходится. Этому «способствует» общее состояние экономики, растущие зерновые запасы и падение цен на нефть, которое сказывается на всех сырьевых товарах.
Он напомнил, что до сих пор продолжает действовать введенная год назад для стабилизации ситуации на внутреннем рынке зерна экспортная пошлина, за обнуление которой борется Зерновой союз. «Прямое влияние пошлины на внутренние закупки сельхозпроизводителей достаточно низкое. Гораздо больше потерь приносит то, что через пошлину создаются риски, которые приводят к снижению активности экспорта. Нам некуда девать ресурсы, это существенно снижает цены», — пояснил Злочевский. В то же время нынешний уровень ценообразования при очень динамичном росте издержек приводит к тому, что сокращаются посевные площади под пшеницу и одновременно множатся поля с соей и кукурузой, которые не облагаются пошлиной. По весне будут засеяны 52 млн га, из них 31 млн должны занять зерновые (это 98% от прошлогоднего показателя), площади под кукурузой увеличатся до 3 млн га, под соей — до 2,2 млн га.
«Надеяться, что хлеб начнет дешеветь, — бессмысленно. Даже на фоне дешевеющего зерна. Такого не было ни разу за всю новейшую историю России», — говорит глава Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон. В прошлом году хлебобулочные изделия подорожали на уровень инфляции, то есть примерно на 13%. В этом году, по словам Кацнельсона, ситуация, по всей видимости, повторится. Собеседник «МК» ожидает, что к концу года хлеб станет дороже не менее чем на 11%. А может быть, и больше, с учетом увеличения акцизов на бензин, которое намечено на предстоящий апрель.
Единственный механизм, который, как считает Юрий Кацнельсон, мог бы реально повлиять на стоимость хлеба, — возврат к производству и продаже хлеба через небольшие частные пекарни и булочные. Такая схема существовала в нашей стране до 1917 года, только в Москве было порядка 800 пекарен. «Только так возникнет конкурентный рынок и возможно будет уйти от огромной торговой наценки ретейлеров, которая сегодня в стоимости хлеба составляет порядка 35%», — полагает эксперт.