Закон вступил в силу с 1 января 2016, однако москвичи, получив счета за январь, новой строки не увидели. В чем же дело? Заглянуть в самые недра мусорной проблемы столицы «МК» помог Владимир Кузнецов, генеральный директор Центра экологических инициатив.
- Федеральным законодательством регионам разрешено вводить эту строку с 1 января 2016 года. Как только регионы сформируют тариф, так он и появится в квитанциях. Вполне возможно, что он не сильно будет отличаться от того, что платили и пять лет, и три года назад.
Но Москва принципиально отличается от регионов. Столица пролоббировала такую норму, что уже действующие на территории города и имеющие заключенные на 15 лет контракты операторы останутся, и не будут проходить процедуру торгов. У них в контрактах предусмотрен свой порядок обращения с отходами. То есть у нас нет единого регионального оператора и для нас будет действовать не новый порядок, а будут действовать вот эти контракты. Но тогда получается лоскутное одеяло. Дело в том, что ТиНАО и Южный округ не имеют контрактов, там по логике и должен будет будет появиться региональный оператор. В остальных округах у нас продолжают действовать пять мусоровывозящих компаний, которые были там и раньше. В такой ситуации жителям по идее должна быть предоставлена возможность выбрать - как он будет собирать мусор, раздельно или нет, и, исходя из этого, определить: сколько он будет платить за вывоз. Правда, еще не понятно, как будет реализовываться такой регламент. Если житель скажет «Я готов раздельно собирать мусор и не сортированных отходов у меня будет только 5% и только на их вывоз я буду заключать контракт», то он и будет платить меньше. Закон подразумевает возможность такого развития событий, однако пока это лишь благие намерения.
Для реализации такого сценария житель должен обратиться с таким предложением в свою управляющую компанию, и вот тут начинаются проблемы. Дело в том, что мусоровывозящая компания начинает работать, что называется, от большого контейнера, рассчитанного на один двор или несколько дворов. Сбор мусора и накопление его до этого контейнера тоже хотят отдать все тем же региональным операторам, а в нашем, московском случае мусоровывозящим компаниям. Мы же предлагаем на этот этап допустить компании, занимающиеся раздельным собором мусора. Региональные операторы не справятся с таким объемом, они не будут ставить контейнеры для раздельного сбора у каждого дома. Дай бог, если одну площадку на квартал сделают. Не каждый сможет, да и захочет до неё дойти.
Здесь заключена определенная хитрость. Если региональный оператор заявит, что вся деятельность по вывозу мусора - его, то жители никак не смогут распоряжаться своим мусором. И если жителей загоняют под власть единого оператора, который только один и будет решать, что и как он будет собирать, то горожане фактически лишаются возможности сократить свои расходы, а оператор в отсутствии конкуренции будет делать то, что ему удобно.
Конечно, крупные мусоровывозящие компании не заинтересованы в потере такого огромного куска доходов, не готовы делиться. Чем больше мусора будет рассортировано на местах, тем меньше несортированных отходов они смогут вывезти, тем меньше денег получат.
- Идея же выделить вывоз мусора в квитанции, тем более отделить от графы «Содержание и ремонт жилой площади», в принципе здравая и логичная, - говорит Владимир Кузнецов, - Потому что мусор образуют не квадратные метры, а количество жителей, на них проживающих. Это услуга, цены на которую формируется совершено по иному принципу, чем цена на ремонт и другие расходы.