Накануне своей поездки в Каир Сергей Нарышкин завил, что Россия и Египет заинтересованы в возобновлении авиасообщений. Но возможно «это только при гарантиях безопасности наших граждан».
Впрочем, встреча спикера Госдумы и его египетского коллеги Али Абдель Аль себя оправдала. После переговоров глава российской нижней палаты сообщил, что полеты могут быть восстановлены в ближайшее время.
Между тем, пока страны только готовятся к решению этого вопроса, российский авиарынок буквально трещит по швам. «До кризисных времен Египет и Турция, куда также запрещены полеты, представляли собой 11 млн пассажиров. Они составляли более 10% от общего количества российских путешественников, которых насчитывается около 90 млн человек. Другими словами, эти страны являются основными направлениями массовых перевозок. Сейчас ограничения полетов наносят удар по всему рынку», — поясняет «МК» главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.
По словам эксперта, в настоящее время сильно падает международный поток, а рост внутренних авиаперевозок его не компенсирует, так как у всех компаний высокая валютная доля расходов. А учитывая резкое ослабление рубля, расходы только увеличиваются. «То есть увеличивая внутренние перелеты и вместе с ними оборот, авиакомпании не получают доход, а скорее работают в убыток. Так, например, за первые шесть месяцев 2015 года, на внутренних воздушных линиях убыток составил 32 млрд рублей, а на международных прибыль достигла отметки в 5,5 млрд рублей. То есть в результате получается минус 26,5 млрд рублей. Таким образом дальнейшее изменение баланса ведет только к росту убытков авиакомпаний», — продолжает Алексей Синицкий.
Неслучайно заместитель начальника управления регулирования перевозок Росавиации Юрий Малышев заявил, что, если авиасообщение в Египет не будет возобновлено в летний период, с рынка уйдут 5-6 компаний.
«Речь идет о тех авиакомпаниях, для которых одним из главных направлений работы были чартерные перевозки в рамках сотрудничества с крупными туристическими операторами. Проблемы с египетским направлением являются очень серьезными для Nord Wind, Nord Star, «Колавиа», «Абакан Авиа», ВИМ-Авиа и ряда других компаний. Наиболее слабые игроки будут вынуждены уйти с рынка в том случае, если поток заказов от туроператоров не восстановится хотя бы частично», — считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
При этом, как отмечает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко, их место займут крупные операторы. А это в свою очередь чревато монополизацией рынка и повышением цены на авиабилеты.
Впрочем, надежда на то, что авиасообщение с Египтом будет восстановлено сохраняется. «В связи с обострением международных отношений с Турецкой республикой, позиция по вопросу чартеров в Египет может быть смягчена. В случае возобновления полетов весной, до конца года Египет могут посетить 1,5-2 млн российских туристов», — прогнозирует Ващенко.