Падение цен вынуждает наших добытчиков отказаться от новых проектов. Меньше нефти — ниже переизбыток, то есть выше цены. Но согласятся ли с ливанцем Салем аль-Бадри в Эр-Рияде — ведь Саудовская Аравия является главным противником снижения добычи? Масла в огонь подливает Иран, который возвращается на мировой рынок нефти. Все может решиться на очередном заседании ОПЕК. Правда, когда оно состоится — не ясно.
Нефтяные качели продолжают раскачиваться. 26 января, цены пошли вверх, прибавили 70 центов и дошли почти до $31 за баррель.
Причина укрепления — предложение, которое сделал Абдалла Салем аль-Бадри нашей стране. Его смысл — заключить соглашение о совместном снижении темпов производства и продажи за границу «черного золота». «Трудные времена заставляют делать трудный выбор. Крайне важно, чтобы крупные производители сели и выработали решение», — заявил генеральный секретарь ОПЕК.
Смысл этой операции очевиден. Мировой рынок переполнен нефтью. В условиях кризиса экономики многих импортеров сырья, например Китая, котировки «черного золота» падают. Есть и другие факторы — и биржевые спекулянты, которые зарабатывают на этом миллиарды, и выход на рынок Ирана и США, и «игра на понижение» Саудовской Аравии, которая любыми силами, даже ценой демпинга, пытается сохранить постоянных клиентов.
В результате на рынке возник переизбыток нефти в 1,5–2 млн баррелей в день (200–270 тыс. тонн). Даже такой небольшой объем практически убил нефтяные цены — со $115 до $30.
Приведем конкретные цифры. Ежедневно на мировой рынок экспортируется 45 млн баррелей (более 6 млн тонн). Основным поставщиком — 31,5 млн баррелей (4,2 млн тонн) — является ОПЕК. Это официальная квота, которую теоретически никто из членов картеля не должен превышать. Более трети квоты приходится на Саудовскую Аравию.
Но большинство государств ОПЕК не выполняют свои обязательства и экспортируют больше, чем обязуются. В этой связи и возник переизбыток. Нефтяники говорят, что лучше продать баррель за $50, чем два по $25. Поэтому Салем аль-Бадри и сделал предложение России.
Инициативу генсека ОПЕК реализовать возможно. Так, в России (экспорт — 5 млн баррелей в сутки, второе место после Эр-Рияда) нефтяники говорят, что не потянут новые проекты, что отрицательно повлияет на добычу и экспорт. Мы будем вынуждены сократить производство даже без альянса с ОПЕК.
В таком же положении находятся Венесуэла, Катар и некоторые другие члены картеля и сторонние экспортеры — Норвегия, которая заявила, что при ценах в $30 потеряет две трети доходов от продажи нефти, Мексика, обещающая снизить добычу нефти до минимума за последние 25 лет.
Но пойдет ли на такой шаг Эр-Рияд? Главный провокатор может заблокировать намерения Салема аль-Бадри и других. Саудиты обладают самым большим авторитетом в ОПЕК. Кроме того, сокращая поставку за рубеж, экспортерам нужно учесть и «иранский фактор»: Тегеран обещает обеспечить мировому рынку дополнительно до 500 тыс. баррелей в сутки. Тогда остальным поставщикам придется сокращать экспорт в больших объемах.
Решение по этой теме должно быть принято на очередном заседании ОПЕК. Но вот когда оно состоится — вопрос. Называют разные даты — март, апрель, май, июнь. Все будет зависеть от рынка. Если цены продолжат падать, то союз ОПЕК и России может возникнуть уже весной.
МЕЖДУ ТЕМ
Несмотря на то что вчера нефтяные цены укрепились, ЦБ повысил курс доллара до 81,83 рубля, а евро — до 88,88 рубля. И «зеленый», и «европеец» прибавили более чем 4 рубля. Создается впечатление, что в ведомстве Эльвиры Набиуллиной не верят в искренность заявления Салема аль-Бадри.