Росстат, как и обещал еще в конце 2015 года, вчера опубликовал серию просто пугающих макроэкономических данных. Так, падение ВВП по итогам прошлого года достигло 3,7%, индекс промышленного производства рухнул на 3,4%. Зато инфляция подпрыгнула сразу на 12,9%. При этом рост курса доллара может привести к существенному ее ускорению и в 2016 году. Так, ослабление нацвалюты на 20% (что и произошло с начала декабря прошлого года) добавит к годовому росту цен не менее 3,5–4%. Поэтому надеяться на прогнозные 6,5% не стоит. Инфляция в лучшем случае составит 10%.
Оборот розничной торговли в 2015 году в сопоставимых ценах снизился по сравнению с 2014 годом на 10% — до 27,6 трлн рублей. Зарплата упала на 9,5%. Более того, в декабре 2015 года она в реальном выражении уменьшилась по сравнению с декабрем 2014 года вообще на целых 10%. Скорость сокращения заработков россиян в прошлом году втрое превысила темпы 2009 года. Денежные доходы сократились на 4%. Годом ранее — на 1%.
Кризис в нашей стране только углубляется. Данные Росстата об этом объективно свидетельствуют. Так, ВВП в 2014 году хотя бы на 0,6% вроде бы подтянулся к уровню 2013 года, промпроизводство — на 1,7%. Но рост цен уже превысил 11,4%. Инвестиции упали на 2,5%, а реальные доходы населения на 1%.
И дело не только в мировых ценах на нефть. Резкое замедление темпов экономического роста было отмечено еще в 2013 году, когда за баррель давали более $110. Причина — падение инвестиций. Кстати, в 2015-м — сразу на 8,5%. Предприниматели, прежде всего отечественные, своей же экономике не доверяют.
Поэтому, если даже нефтецены на самом деле развернутся, рубль хоть на сколько-то укрепится, это совсем не значит, что вся экономическая ситуация в стране резко улучшится: промышленность заполнится новыми заказами, ВВП устремится вверх, а цены на потребительском рынке — вниз.
С ценами вообще отдельная история. В Росстате соответствующий внутренний термин — «лесенка цен». Согласно ему в нашей стране все дорожает с декабря по март. Причем при любых экономических условиях. Затем наступает стабилизация. Потом — опять рост. Иными словами, у нас всегда все будет только дорожать. Даже если рубль опомнится и начнет крепнуть к доллару семимильными шагами.
Дело в том, что российские производители все свои издержки привыкли списывать на покупателей. Почему? Так ведь нет никакой реальной конкуренции. В регионах, что не секрет, процветает бизнес, приближенный исключительно к местным начальникам. На федеральном уровне также немало барьеров, как бы ни объявляли с помпой о, например, «надзорных» каникулах. Можно приобрести за миллиарды долларов по просьбе высших властей крупный производственный объект, а затем под давлением суда его же лишиться.
В таких условиях цены только растут.
Конечно, если нефтерынок развернется к нам передом, а к саудитам — задом, то макроэкономическая ситуация для Россия на глазах улучшится. Но цены на внутреннем рынке, как бы ни укрепился рубль, снижаться не будут.
Торговцы, которые сейчас зажаты в тиски дорожающего доллара, просто-напросто попытаются вернуть потери. И если сейчас бал правят всевозможные акции (проще скидки), иначе все сгниет, то при дорогом рубле все скупят по любым ценам. Правда, при одном еще условии. Если работодатели, уяснив, что рубль все-таки укрепляется, будут повышать зарплаты. Сейчас они в среднем по России не превышают и $500 в месяц.
Но сейчас многие предприниматели как раз довольны низкими зарплатами. Тем более что они уже ниже, чем в Китай. А значит, российское производство при такой оплате труда становится вполне себе конкурентоспособным на мировом рынке. Только вот непонятно, кто произведенные им товары будет покупать. Зарплаты-то у всех низкие.
Получается в любом случае замкнутый круг. Рубль даже если укрепится, не принесет нам снижения цен, а главное — и увеличения зарплат. Работодатели явно заинтересованы в обратном. А наемным работникам и при высоком курсе рубля придется затягивать пояса.