Единственный банк развития России нуждается в бюджетных средствах, и сегодня Минфин и Правительство ищут пути его поддержки. Одним из предложений стала идея о продаже части высоколиквидных активов ВЭБа. Между тем, как полагает ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров, «реализация таких активов на «низком» рынке пробьет еще одну брешь в балансе». По подсчетам эксперта, казна банка в таком случае получит «дыру» еще в более чем 200 млрд рублей. При этом, выходя одновременно с пакетами акций крупнейших компаний и госкорпораций, рынок может фактически обвалиться. Что, конечно же, привлечет тех, кто за бесценок сможет купить созданные и отстроенные ВЭБом активы, но совершенно понятно, что ни ВЭБу, ни тем более государству такое развитие событий не выгодно.
Теперь, похоже, даже простым наблюдателям понятно, что проблемы у банка возникли не из-за менеджмента. Главное противоречие было заложено в его фундамент, то есть возникло еще в момент создания ВЭБа. Дело в том, что созданный банк развития ошибочно оценивают по критериям эффективности рядового коммерческого банка.
«Я считаю, что обсуждение в СМИ положения Внешэкономбанка и его капитализации было искусно направлено в ложное русло. Сознание читателей и телезрителей сразу поразили "дырой" в 1,5 триллиона рублей, которая будто бы образовалась в результате работы ВЭБа и которую теперь минфину надо закрывать из бюджета. То есть теме сразу придали смысл о неэффективности банка развития и в целом антикризисной политики государства. Такой поворот нанес и продолжает наносить ущерб имиджу страны в глазах иностранных кредиторов» - считает Михаил Эскиндаров. Ректор Финансовой академии приводит лишь ряд проектов, которые реализовал «неэффективный институт государства». «Среди них запуск космического аппарата "Экспресс-АМ7", уникальный фармацевтический комплекс в Ярославской области, Богучанский алюминиевый завод в Красноярском крае. Компания "Т-Платформа", в капитал которой вошел ВЭБ, создает уникальные суперкомпьютеры - одни из лучших в мире» - подчеркивает он.
Сергей Прущак, руководитель группы экспертов Торгово-промышленной палаты, согласен, что «предложение о продаже активов ВЭБа с целью погашения его долгов, является абсолютно несвоевременным. Во-первых, эти активы приобретались не для того, чтобы их продавать, когда вздумается. Это все-таки стратегические инвестиции, направленные на развитие предприятий. И их срок– от 10 лет. Во-вторых, кому будет выгодна их продажа при текущей конъюнктуре – то есть, считай, за бесценок? Уж точно не государству или Внешэкономбанку».