Напомню, дебютом Дмитрий Медведев в производстве афоризмов, «отлитых в граните», на посту президента стало его высказывание в августе 2008 года в городе Гагарине Смоленской области.
«Проблемы остаются все те же, я имею в виду проблемы, с которыми сталкиваются наши предприниматели. Замучили проверки и всякого рода наезды по коммерческим наводкам. Надо, чтобы органы власти, правоохранительные органы перестали кошмарить бизнес».
Прошло 6 лет. В 2014 году уже Владимир Путин заявил: «Мы не в первый раз говорим о необходимости новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов. Но изменения происходят очень медленно. Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля. Я сказал: именно навязчивого надзора и контроля. Каждая проверка должна стать публичной. В следующем году для этого запускается специальный реестр — с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку».
Действительно, соответствующие поправки в закон «О защите прав юридических лиц» приняли, и с 1 июля прошлого года реестр проверок заработал. Но информация там размещается далеко не вся, поскольку чиновникам, как всегда, удалось «протащить» огромное количество исключений. Например, новая норма не применяется при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства, контроля за осуществлением иностранных инвестиций, налогового, валютного, таможенного, страхового надзора и т.д.
Наконец, совсем свежее высказывание президента, озвученное в федеральном послании в минувшем декабре: «Мы в ходе проработки налоговой политики на предстоящие 3 года говорили о неизменности налогового законодательства до 2018 года. Считаем, что для налогоплательщиков надо выдержать это решение и не повышать налоговую нагрузку до 2018 года».
Это просто дежавю. О заморозке налогов на ближайшие 3 года Путин говорил в послании годом ранее. И что? Ситуация только ухудшилась, как на региональном, так и на федеральном уровне. Увеличение нагрузки на бизнес маскируется введением новых сборов, надбавок, увеличением действующих штрафов.
Из последних самый яркий пример — это сбор «Платон» с большегрузных грузовиков. Кроме того, с 2015 года, хоть и с переходным периодом, но введен новый порядок расчета имущественного налога, исходя из кадастровой стоимости недвижимости. В текущем году это сразу увеличит налоговую нагрузку.
Региональные власти для финансового обеспечения местных бюджетов также проявляют большую активность. Например, в ряде регионов за незаконную продажу алкоголя штраф предлагают поднять до нескольких миллионов рублей.
В прошлом году Правительство РФ согласилось отменить порог по взносам в фонд Обязательного медицинского страхования с больших зарплат. Сейчас компании платят страховые взносы в Пенсионный фонд (22%), фонд социального страхования (2,9%) и фонд обязательного медицинского страхования (5,1%) с зарплат, которые не превышают 624 тыс. рублей год. В общей сложности взносы составляют 30%. С зарплат, которые выше 624 тыс. рублей в год, собирают по 10% за всю сумму, которая превышает 624 тыс. Эти деньги направляют в Пенсионный фонд. Однако с 1 января 2016 года компании дополнительно начали платить еще 5,1% в фонд обязательного медицинского страхования. То есть выплаты в страховые фонды за сотрудника с зарплатой 100 тыс. рублей вырастут с нынешних 244,8 тыс. до 273,6 тыс. рублей в год.
В целом, по данным международной аудиторской компании PWC, в России наблюдается устойчивая динамика роста нагрузки на фонд оплаты труда: в 2008 году она составляла 31,8% от коммерческой прибыли компаний, а в 2015 году — 35,6%. По данному параметру мы в рейтинге из 161 страны сместились со 141-го места в 2008 году на 150-е в 2015 году. В то же время за этот период среднемировое значение уменьшилось с 18,2% до 17,6%.
«Увеличение ставки выше оптимального уровня в краткосрочной перспективе действительно дает увеличение доходов бюджета и различных фондов, однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе снижает налогооблагаемую базу и тем самым уводит доходы в тень, — считает руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович. — Практика применения «серых» зарплатных схем в Россия уже значительно развита. По опросу ВЦИОМ, на апрель 2015 года лишь 70% работающих россиян получали полностью «белую» зарплату. Остальные работающие получали зарплату при помощи «серых» схем».
Кроме того, Минюст подготовил изменения в УК, приравнивающие неуплату страховых взносов отечественными предприятиями к уголовному преступлению, по аналогии с уклонением от уплаты налогов.
Если эти изменения заработают, то гендиректора любой компании, который в срок не заплатит за своих сотрудников страховые взносы, можно будет посадить на пять лет. Сейчас к нарушителям применяют только административные меры воздействия.
В распоряжении «МК» оказался «барометр предпринимательских настроений» — индекс, подготовленный «Деловой Россией» вместе с ВШЭ на основе опроса 10 тыс. руководителей предприятий различного профиля из 80 регионов. Тройка самых главных проблем бизнеса в IV квартале 2015 года выглядела так: неопределенность экономической ситуации, недостаточный спрос, высокий уровень налогообложения. Недостаток собственных финансовых средств далеко не на первом месте.