Большинство прогнозов Грефа сбывались. В 2010 году он говорил, что мы так и не выбрались из кризиса, а задолго до введения санкций предрекал проблемы в экономике. Слова Грефа находят подтверждение. Цены на нефть упали ниже $30, и не за горами порог в $20. Рубль дешевеет. Банковская система России находится в шаге от коллапса. Инвестиции падают. Программа импортозамещения не работает. Растет безработица. В этих условиях Греф призывает диверсифицировать экономику, провести реформы госуправления, судов и правоохранительных органов, повысить доверие бизнеса к власти. Без всего этого мы из «нефтяного» скатимся в «каменный» век.
Как каменный век закончился не потому, что закончились камни, так и нефтяной век на исходе, хотя ресурсов «черного золота» хватит сполна, заявил Герман Греф, выступая на Гайдаровском форуме.
Со столь пессимистичным заявлением здесь еще никто не выступал. Министр финансов Антон Силуанов рассказал об оптимизации бюджета, что поможет избежать повторения кризиса 1998 года. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев подчеркнул, что антироссийские санкции не помешают реализовать план по оздоровлению экономической ситуации.
Один только Греф был столь жесток и категоричен. «Мы проиграли конкуренцию и оказались в стане стран, которые проигрывают, стран-дауншифтеров. Страны, которые сумели адаптироваться, — победители», — отметил он.
Но сможем ли мы подтянуться к группе фаворитов — не ясно. Нефтяные котировки 15 января укрепились на отметке ниже $30. Зарубежные и российские эксперты уверены, что скоро мы увидим $20. На сколько тогда придется секвестировать бюджет-2016, который сейчас сверстан из расчета в $50? Сейчас предполагается урезать расходы на 10%, но это при ценах на нефть в $40. А будут ли они и когда — не известно.
Еще одна проблема — кризис в банковском секторе. В 2015 году кредитные организации понесли потери в 2% ВВП. Это около 1,5 трлн рублей (в 2014 году — 900 млрд). Ежедневно ЦБ лишает лицензии проблемные банки, а их вкладчики лишаются сбережений.
В 2013 году прямые инвестиции в Россия из зарубежных стран доходили до $70 млрд. В 2014 году они упали ниже $20 млрд. По итогам 2015 года их объем грозит оказаться еще в 2–3 раза меньше. С начала января отток средств иностранных инвесторов из российских активов составил $70 млн. Если такие темпы сохранятся, то Россия останется без зарубежных заемных средств.
Что же предлагает Греф? Во-первых, провести реформу госуправления, то есть упорядочить взаимоотношения центра и регионов. Соответствующий указ Владимир Путин подписал еще в 2003 году, но результат не впечатлил. Правительство РФ, по сути, по сей день играет роль «почтового ящика», который все предложения перенаправляет в Кремль и ждет отмашки «сверху».
Греф предлагает провести реформу судов и правоохранительных органов. Такая программа уже давно разработана. Есть и определенные результаты — судебные заседания начали транслировать в онлайн-режиме. Однако реальных сдвигов не наблюдается. Доверие бизнеса к власти не усилилось. Предприниматели, как и в 1990-х, не спешат проникнуться расположением «людей в погонах». Правительство подливает масла в огонь, увеличивая бюджетные расходы на силовой сектор.
Выходит, Греф прав. Россия находится на пороге «каменного века». Негативные тенденции в российской экономике не сосчитать по пальцам. Так, по некоторой информации, на днях Минэкономразвития ухудшило свой прогноз относительно темпов нашего развития. То же обещает сделать в ближайшие дни и Международный валютный фонд. Курс российской валюты день ото дня бьет новые антирекорды.
Эксперты Всемирного экономического форума, который откроется в Давосе 20 января, уже предупредили Россию о рисках гиперинфляции и безработицы.
Да и сами россияне не верят в светлое будущее. По данным опроса ВЦИОМ, в последние месяцы без работы остались 33% опрошенных. Растет и объем задолженности по зарплате, реальные доходы населения падают.
Сможет ли Россия избавиться от прозвища «дауншифтер» и войти в число фаворитов? Возможно, но как ранее говорил Алексей Кудрин, покупайте соль и спички — в ближайшие годы, если не десятилетия, нас ждет долгий системный кризис, выбраться из которого только за счет одной нефти явно не получится.
Василий Солодков, директор банковского института ВШЭ:
«Герман Греф прав в том, что время высоких цен на нефть прошло, но не в том, что эра нефтезависимости закончилась. Да, альтернативные источники получения энергии появляются, но все они малоэффективны при нынешней стоимости углеводородов. Тогда как себестоимость тех же солнечных батарей или ветряков достаточно высока. Сейчас разработки в сфере поиска источника возобновляемой энергии будут сокращаться».
Никита Масленников, ведущий эксперт Института современного развития:
«Глобальный экономический цикл, когда сырьевые цены шли вверх, завершен. В ближайшие несколько лет возврата к этой схеме трудно ожидать. Для нас наступила новая реальность, которая заставляет переходить к новой экономической модели. Полагаю, что мы еще зависим от расценок на нефть и газ. При падении стоимости барреля на $10 ВВП страны сразу теряет 2%. Для России прозвенел не «звонок», а «колокол». Мы пытались слезть с нефтяной иглы, но она взяла и обломилась, да еще и застряла в мягких тканях. Нужны изменения структурного характера. Стоит вынуть «воздух» из бюджетных расходов. Есть претензии к инвестиционным программам, управлению госимуществом, госзакупкам. Неплохо бы остановить беспредел по налоговым льготам».