Есть основания полагать «бочка» уже ближайшее время будет стоить ниже $30, а то и скатится до $20. Тогда курс доллара может преодолеть отметку в 100 рублей. А российская экономика окажется у «красной черты» - страна окажется в глубоком затяжном кризисе, для выхода из которого потребуются годы, если не десятилетия.
Итак, о том, что низкие цены на нефть имеют как негативное, так и позитивное влияние на российскую экономику, Владимир Путин рассказал немецкому Bild. Мысль президента заключается в следующем. Когда котировки «черного золота» находятся на высоком уровне, возникает большой соблазн тратить экспортные доллары направо и налево, делая это не всегда обдуманно. За нефтедоллары легче купить все, что надо, а не разрабатывать нужные «предметы» самим. Это дестимулирует экономическое и промышленное развитие, особенно в высокотехнологичных отраслях.
Если цены невысоки, расход поступающих средств от продажи углеводородов более экономен. Тогда и происходит экономическое оздоровление страны. Несырьевые сектора получают дополнительные стимулы к развитию, возникает больше возможностей для импортозамещения.
Россия, по словам президента, сохраняет положительный баланс внешней торговли, впервые за многие годы вырос объем экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Наша страна по сей день располагает высоким уровнем валютных резервов. Уже в этом году наша экономика постепенно стабилизируется и будет наблюдаться даже некоторый подъем.
Но экспертов не убеждают рассуждения Путина. Во-первых, российская валюта продолжает падать и день ото дня пробивает очередные минимумы. ЦБ прибавил к курсу доллара и евро на 12 января более чем по 3 рубля, и теперь «американец» стоит почти 76 рублей (и это официальный курс, но в ходе биржевых торгов «деревянный» приближался даже к 77 рублям за «зеленый»), а «европеец» — более 82,8 рублей. По доллару фактически это новый рекорд после деноминации 1998 года.
Нефтяные котировки также не впечатляют. Сейчас баррель стоит около $33. Так низко «черное золото» стоило только в 2004 году, отмечает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. «Появляется все больше сомнений, что Китаю удастся поддерживать рост ВВП в 6,5%-7% в ближайшие годы, что заставляет пересматривать перспективы потребления сырья и энергии», — подчеркивает эксперт.
В этих условиях доллар способен не только утвердиться выше 75, но и уже в течение нынешней недели достичь новой вершины в 80 рублей. «Нефть дешевеет, так что не стоит пока ожидать разворота по рублю. ЦБ вряд ли будет вмешаться в торги, чтобы остановить ослабление рубля. Регулятор переключился с курса рубля на инфляцию и сохранение золотовалютного резерва», — отмечает аналитик «Альпари» Владислав Антонов.
Но может оказаться еще хуже. Помнится, в середине декабря прошлого года министр финансов Антон Силуанов заявил, что в 2016 году цена на нефть может временно опуститься до $30 и ниже. «Непонятно, что будет дальше», — расстраивался тогда глава Минфина.
Более того, по прогнозу аналитиков американской инвесткомпании Morgan Stanley, нефть может провалиться и до $20 за баррель. Те же прогнозы делает и другой американский инвестбанк Goldman Sachs. Причем причины заключаются не только в искусственной игре на понижение отдельных игроков, например, Саудовской Аравии, которая таким образом пытается удержать свою долю мирового рынка. Это также и ухудшение базовых обстоятельств в целом, и — особенно - китайский фактор. На прошлой неделе ЦБ Китай провел максимальное за полгода ослабление юаня, опустив его курс до минимума с 2011 года.
По мнению представителей инвесткомпании JPMorgan, юань продолжит снижение, принимая во внимание цикличное ослабление экономики, равно как и снижение валютных резервов Китая, вырастут объемы оттока капитала из Поднебесной.
Уже сейчас эксперты агентства Bloomberg включают российскую экономику в десятку худших в мире и оценивают нас на таком же уровне, как Греция и Эквадор. При стоимости барреля в $20 курс российской валюты рискует скатиться до 100 рублей за доллар.
Большинство экспертов склоняются к мнению: Россия находится на грани мощнейшего экономического кризиса, который побьет все антирекорды 1998 и 2008-2009 годов. В результате дефицит бюджета может составить не 3% ВВП, а все 6%, а то и больше. Федеральный бюджет придется в очередной раз секвестировать и резать по живому — сокращать социальные и военные расходы.
Обратить ситуацию в положительное русло может только одно — если нефтяные котировки развернутся и вырастут хотя бы до $50 не в IV квартале, как того прогнозируют эксперты, а в I квартале этого года. Впрочем, надежд на это, судя по всему, крайне немного.
Читайте свежее интервью экономиста Руслана Гринберга, чей прошлогодний прогноз на нынешний курс доллара сбылся с точностью.