После разрыва дипотношений между Тегераном и Эр-Риядом биржа запаниковала, и нефтяные цены пошли в гору: на горизонте замаячила перспектива нарушения нормальных поставок нефти с Ближнего Востока в другие районы мира. Однако паника была недолговечной – в тот же день, понедельник 4 января, цены покатились вниз. Возобладал рыночный пессимизм: трейдеры считают, что спрос на нефть будет низким по причине плохого состояния мировой экономики, а предложение нефти – чрезмерно высоким, т.к. на рынке наблюдается переизбыток «черного золота».
Факторов, играющих против нефтяных котировок, много. Прежде всего, это – Китай: вторая экономика мира показывает признаки слабости. В декабре 2015 года сократилось промышленное производство в КНР: Шанхайская биржа отреагировала на эту новость 7% падением котировок, а потом и Нью-Йоркская – ведущая торговая площадка мира – дружно отправила под горку все ведущие индексы: Dow Jones (-1,58%), S&P (-1,53%) и Nasdaq (-2,08%). Портфель заказов китайской промышленности сокращается 10 месяцев подряд, отмечает финансовая служба CNN, и такая ситуация не сулит ничего хорошего мировой «нефтянке»: КНР занимает второе место в мире (после США) не только по объему экономики, но и по потреблению нефти, а также третье место (после США и Япония) по размерам нефтеимпорта.
Экономическая слабость – примета времени не только в странах, которые принято называть «развивающимися рынками» (Китай, Россия, Бразилия и др.): развитая рыночная экономика тоже демонстрирует маловдохновляющие результаты. Уолл-стритовская фирма Goldman Sachs предсказывает рост европейской экономики в 2016 году на 1,5%, и это – еще не худший прогноз для Европы. Плачевно обстоят дела в Японии. Америка пока держится (прогноз роста ВВП – в диапазоне от 2% до 3%), но она тоже в некоторой степени зависит от общемировой ситуации. В частности, на прибыли американских корпораций влияет способность (или неспособность) зарубежных потребителей американской продукции закупать товары из США.
Проблема экспорта из США за рубеж усугубляется дороговизной американской валюты: во-первых, она обратно пропорциональна нефтяным ценам, которые деноминируются в долларах; во-вторых, доллар дорожает из-за начатого Федеральным резервом (центробанком) США повышения учетных ставок – это привлекает дополнительные инвестиции в американские активы.
Но вернемся к причинам нефтяной дешевизны – одной из них является большой переизбыток нефти, вызванный нежеланием и ОПЕК, и Россия, и других производителей сокращать нефтедобычу. Качают все – и на всю катушку! А в дополнение к этому США впервые за последние четыре десятилетия возобновили экспорт нефти (он был запрещен в 70-е годы после арабского нефтяного эмбарго, создавшего острую нехватку нефтепродуктов в Америке).
Анализируя сложившееся на нефтяном рынке положение, журнал Foreign Policy констатирует, что вывести «черное золото» из нокаута может не просто напряженность на Ближнем Востоке (этого недостаточно), а реальное нарушение поставок нефти из этого региона. Например, на востоке Саудовской Аравии, где живет шиитское меньшинство, сочувствующее Иран, возможны диверсии на нефтепромыслах. Другой сценарий – повторение того, что было в 2012 году, когда хакеры (как полагают эксперты – иранские) заразили вирусом тысячи компьютеров саудовской нефтекомпании Aramco, нарушив на несколько недель нормальную работу корпорации.
Хорошо ли было бы такое развитие событий для России? Сомнительно. Цены на нефть, конечно, выросли бы, но если эта ситуация спровоцирует еще один мировой экономический кризис, для слабой российской экономики это было бы тяжелейшим – возможно, смертельным – ударом.
Нью-Йорк.