Днем вторника, 29 декабря, евро пробил психологическую важную отметку в 80 рублей, от него не сильно отстал и доллар, осваивавший рубеж в 73 рубля. Несмотря на то, что к вечеру произошел легкий откат, курс ЦБ на 30 декабря все равно остается чрезвычайно высоким: 79,54 рубля за евро (рост за сутки на 1,94 рубля) и 72,5 рубля за доллар (рост на 1,72 рубля).
Подобная тенденция может сохраниться в ближайшие месяцы: в январе продолжатся все те же негативные тенденции, которые ослабляют рубль сейчас. Среди них — снижение цен на нефть, инфляционные ожидания, негативный макроэкономический фон, усиленный возможным постепенным повышением ставки ФРС США.
Напомним, что министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев уже заявил, что прогноз его ведомства о снижении инфляции в первом квартале до однозначных значений не сбудется: теперь ослабления инфляции можно ждать только ко второму кварталу.
Таким образом, по окончании январских праздников доллар может вырасти до 75 рублей.
Слабость российской валюты проявляется уже в том, что сегодня, несмотря на слегка подросшие цены на нефть, она все равно продолжала снижение. А министр Улюкаев заявил, что с дешевым баррелем мы можем жить еще долгие годы. Впрочем, если министр рассчитывает на цены хотя в 40-50 долларов (бюджет 2016 года сверстан исходя из 50 долларов), Саудовская Аравия, основой экономики которой также является нефть, исходит из куда более пессимистичных оценок: ее бюджет будет сходиться при 29 долларах за «бочку».
Впрочем, российские власти на словах пытаются проявлять оптимизм: так, вице-премьер Правительство РФ РФ Аркадий Дворкович вчера отметил, что, по его мнению, нынешний курс валюты «комфортен для российской промышленности».
Однако с ним не согласилось большинство независимых экономистов, отметивших, что весь положительный эффект девальвации рубля, как это было в кризис 1998 и 2008 годов, практически незаметен из-за крайне низкого уровня инвестиций. Таким образом, не имеет значения, сколь сильно загружены производственные мощности предприятий, важно, что они не получают притока средств. А это, в свою очередь, вызвано западными санкциями, обусловленными внешней политикой Россия. Она же в обозримом будущем, похоже, останется прежней.
Таким образом, рубль ждет неизбежное падение.
Экономист Яков Миркин опросил ряд ведущих российских финансистов, задав им вопрос о курсе валюты в 2016 году.
Читайте, что означает повышение ставки ФРС США?
Наиболее оптимистичный прогноз дал Владимир Осаковский, старший экономист Bank of America Merrill Lynch. По его мнению, Brent сможет подорожать до 50 долларов за баррель, и тогда за доллар будут давать 65 рублей, рост ВВП станет нулевым, а инфляция опустится до 6,5%.
Впрочем, в своем оптимизме он остался в одиночестве: большинство его коллег (Евгений Надоршин, главный экономист ПФ «Капитал», Наталья Орлова, главный экономист «Альфа-банка», и Михаил Крутихин, партнер RusEnergy) сошлись на том, что доллар дешевле 70 рублей стоить не будет, причем верхний предел его цены был назван на уровне 100 рублей, а инфляция — больше 12%. Такие перспективы ждут Россию при цене нефти в 45 долларов за баррель.
Сам Миркин оценил перспективы курса в 75-90 рублей за доллар, инфляцию — в 12-18%, а падение ВВП — в 1-5%.
Впрочем, кроме этих испытаний для всей экономики, валютные трудности для граждан РФ создает и Центробанк.
Читайте о новой практике в обменниках.
С минувшего воскресенья вступило в силу его постановление, вынуждающее банки при обмене валюты заполнять на клиента анкету с расширенным перечнем персональных данных. Пока сами кредитные организации не знают, какие сведения им нужны, однако сложности с обменом уже возникают в Сбербанк. А журналисты «Фонтанки», попытавшиеся поменять валюту в «Констанс-банке», увидели анкету, ответы на которую предполагают не только предоставление справки о доходах по форме 2-НДФЛ, но и указание цели, на которую пойдут деньги.
Читайте об экономических итогах 2015 года.
Какая практика сложится в этой области у большинства банком, станет понятно лишь в январе, однако уже сейчас можно с уверенность заключить, что время в очередях в них вырастет, а разница между курсами покупки и продажи увеличится: так кредитные организации попытаются возместить затраты на бюрократическую волокиту с анкетами.