Это должно повысить показатели собираемости платежей, вывести из тени миллионы работников, которые трудятся нелегально. По большому счету, для простых россиян это хорошо, поскольку, получая зарплаты в конвертах, они в будущем не досчитаются своих пенсий.
Весной следующего года между финансовым и социальным блоками правительства предстоит очередное «перетягивание канатов» по поводу размера индексации пенсий. На данный момент «победил» вариант, который можно назвать компромиссным. Пенсии в первом полугодии проиндексировали не на фактическую инфляцию, а в три раза меньше – на 4%, пообещав до лета вернуться к этому вопросу еще раз. Пока на эти цели зарезервировано 66,4 млрд. рублей. При этом с подачи чиновников изменила закон, подогнав пенсионные правила под текущую конъюнктуру. Впрочем, второй индексации может не быть или она окажется чисто символической (зависит от экономической ситуации - уточняли премьер и президент). Расчетная цена на нефть заложенная в бюджете-2016 $50 за баррель Brent, а сейчас «черное золото» стоит $40. Так откуда взять дополнительные средства на соцрасходы?
Дефицит Пенсионного фонда в 2016 году только по выплатам страховых пенсий (без учета других пособий, например, материнского капитала) достигнет 1,8 трлн. рублей. Как обычно, разница доходов-расходов покроется межбюджетным трансфертом. Не спасает ситуацию даже то, что показатели сборов ПФР с фонда оплаты труда работодателей в последние три года демонстрируют положительную динамику: в 2014 – 3,66 трлн., 2015 – 4,006 трлн., в 2016 планируется собрать рекордные 4,2 трлн. рублей.
Но ведь и расходы растут, главным образом, из-за увеличившегося каждый год примерно на 400-600 тыс. числа пенсионеров (сейчас 38,8 млн. человек получают страховую пенсию – «МК»).
Как стало известно «МК» Минтруда, уставшее бороться с «жадным» Минфином, попытается решить эту проблему кардинально. В 2016 году чиновники внесут законопроект, по которому деньги на индексацию пенсий по фактической инфляции зарезервируют в Резервном фонде или Фонде Национального благосостояния. То есть в бюджете появится защищенная «красная статья».
Существуют и другие предложения борьбы с дефицитом бюджета ПФР. Минюст подготовил изменения в УК, приравнивающие неуплату страховых взносов отечественными предприятиями к уголовному преступлению, по аналогии с уклонением от уплаты налогов.
Если эти изменения заработают, то гендиректора любой компании, который в срок не заплатит за своих сотрудников страховые взносы, можно будет посадить на пять лет. Сейчас к нарушителям применяют только административные меры воздействия. Многие предприниматели, оказавшись в сложном положении, предпочитают платить не взносы, а штрафы за просрочку по ключевой ставке ЦБ в 11%. При этом тратить собственные оборотные средства или брать дорогие кредиты в банке, бизнес, естественно, не хочет.
Кроме того, в случае банкротства компании страховые взносы будут взыскиваться в приоритетном порядке, точно так же, как сейчас это происходит с налоговой задолженностью.
Скорее всего, принятие этих поправок синхронизируют с другим важным решением: передачей администрирования страховых взносов в введение ФНС. «Принципиальное решение принято, – заявил «МК» источник в Правительство РФ. – Саму систему менять не будут. Переход на единый социальный налог, как было много лет назад, не состоится. По крайней мере до выборов президента в 2018 году точно. Сейчас дебаты идут вокруг деталей. Очень болезненный вопрос: насколько надо будет сократить сотрудников различных фондов: ПФР, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. Что касается налоговой службы, то ведомство полностью готово к началу администрирования – система отработана на налогах с доходов физических лиц».
Таким образом правительство рассчитывает максимально повысить ответственность работодателей и вывести из тени миллионы людей, которые трудятся либо полностью нелегально, либо частично.
В Минтруда не согласны с таким подходом. «Как налоговики смогут заниматься администрированием страховых взносов, если нити управления все равно останутся в ПФР? – парируют там. – Это антиуправленчекое решение. Кроме того, год от года Пенсионный фонд повышает эффективность сборов и не доказано, что он плохо работает. Сегодня из 75 млн. работающих за 61 млн. работодатели платят страховые взносы. Еще около 5 млн. не платят взносов – это студенты, официально зарегистрированные безработные, мамы в декрете и т.д. В настоящее время в серой зоне находятся не более 6-8 млн. человек. Еще несколько лет назад этот показатель был в разы больше».
«То, что ФНС лучше администрирует – это признано даже на мировом уровне. – говорит директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин. — Это подтверждается объемами доначислений Пенсионного фонда и ФНС. Эта реформа укладывается в общею правительственную парадигму централизации функций по различному администрированию. Агрегирование информационных баз таможенных и налоговых органов из той же серии.
Эта мера, вкупе с внедрением новой онлайн-контрольно-кассовой техники в розничной торговле, поможет обелить рынок труда, уменьшит объемы нала. Я считаю, для простых людей это хорошо, поскольку невыплата страховых взносов работодателями, это воровство их будущих пенсий. Многие граждане, получая зарплаты в конвертах, к сожалению, этого не понимают».