В правительстве поспорили о запрете на ввоз турецких полотенец

Вопрос не рассматривается, но обсуждается

В Правительство РФ заговорили о запрете ввоза из Турции 70-80% товаров легкой промышленности ради развития отечественных производителей: такое предложение внес замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Следом пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова заявила: кабмин такое предложение не рассматривает. Пока не рассматривает? Будет ли рассматривать? Это остается не ясным. Мы поговорили с экспертами о том, насколько болезненными для российского потребителя стали бы подобные меры.

Вопрос не рассматривается, но обсуждается

Как подсчитали в Минпромторге, доля турецкого легпрома в России составляет лишь 6% от общего рынка. Впрочем, чтобы заместить даже такую незначительную долю собственными товарами, по словам экспертов, потребуется несколько лет. После развала Советского Союза эта отрасль пришла в упадок. Все нужное для дома и семьи покупали за рубежом. Чиновники говорили, что при отказе от развития легкой промышленности экономика Россия много не потеряет, так как в ВВП эта отрасль приносила 1%. В результате, это направление уже давно находится в зоне риска.

Тем не менее, «турецкий берег» не особо важен для России. Речь идет о рынке объемом 1,6 млрд евро. По мнению специалистов Минпромторга, мы можем спокойно заместить турецкие товары легкой промышленности. Чтобы переориентироваться на другие направления — Китай, Вьетнам или Узбекистан — уйдет не более года.

Вместе с тем для ВВП Турции потеря 1,6 млрд евро — это огромные деньги. В 2014 году он составлял $806 млрд. В 2015-м снизился до $752 млрд. Так что каждый миллиард у Анкары на счету. У России ВВП в два раза больше.

Главное в другом — отказ России от закупки одежды в Турция может привести к куда большим потерям ее экономики, чем это может оказаться чисто арифметически.

Дело в том, что большинство производителей мировых «брендов» заявляют, что, если Россия откажется от турецкого импорта, то им придется вывести из Турции значительную долю своего производства. Не для кого не секрет, что основной объем «модной» одежды и обуви по итальянскими и французскими марками производится в Турции. Их основными покупателями являются россияне. Это означает, что потери турецкой экономики могут составить не указанные 1,6 млрд евро, а более значительные суммы.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Борис Титов, уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей: «Возможно, краткосрочный эффект от введения эмбарго на турецкий текстиль и будет положительным, но в долгосрочной перспективе это приведет к снижению качества представленной на рынке продукции. Понятно, что ивановские ткани и текстиль вряд ли смогут стать полноценной заменой. Поэтому лучше не вводить ограничения на границе, а создавать условия для развития отрасли внутри страны, стимулировать российское производство через экономические механизмы — налоговые льготы, низкую процентную ставку по кредитам и так далее».

Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс»: «Замещение такого количества товаров возможно из стран Азии на горизонте 1-2 лет. Из-за кратковременного дефицита и роста транспортных расходов товары подорожают на 20-30%. Но это не будет шоком из-за того, что спрос сейчас падает, и такой объем в 2016 году сократился бы и без эмбарго. Импорт аналогичных товаров их Китая в России за год снизился на 58%. Несмотря на то, что Турция находится на третьем месте по импорту текстильной продукции, растет поток из других стран, например, Вьетнама или Узбекистана. Дефицита этих товаров на мировом рынке нет. Так что запрет на импорт из Турции ряда промышленных и потребительских товаров российская экономика переживет без серьезных последствий».

Алена Афанасьева, старший аналитик ГК FOREX CLUB:

«Да, конечно, заместить мы это сможем, и, вполне вероятно, довольно быстро китайскими аналогами, которые уже активно вытесняют Турцию с рынков. Однако первоначально, в случае резкого введения данного запрета пострадает малый бизнес, имеющий тесные связи с турецкими поставщиками, а также население, которое испытает либо дефицит предложения, либо повышение цен на 10-15%, которое проведут магазины, для того чтобы ограничить потери на время поиска новых партнеров и заключения новых договоров».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26996 от 23 декабря 2015

Заголовок в газете: Анкара утрется полотенцем?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру