То, что проводить отпуск мы в общем-то стали ближе к дому, по мнению Майи Ломидзе, заслуга вовсе не «закрытых» Турция и Египет - летом, в разгар туристического сезона, даже предпосылок к этому не было. Просто путешествия становятся все более дорогим удовольствием. С заграничными курортами понятно: даже если они и снижают цены, всю выгоду съедает растущий курс иностранных валют. Российским здравницам остаться в доступном ценовом диапазоне минувшим летом помогли крупнейшие туроператоры, до этого привыкшие зарабатывать на продаже заграничных путевок. В России они применили давно отработанные на чужих пляжах схемы ведения бизнеса: оптовое бронирование номеров по низким ценам, запуск чартерной авиаперевозки в Крым и Сочи, включенный в стоимость путевки трансфер из аэропорта. Благодаря проделанной работе, по данным АТОР, удалось снизить стоимость российского турпродукта почти на четверть. То есть впервые отдыхать на Черном море по путевке стало выгоднее, чем дикарем.
Однако в следующем году все может получиться с точностью до наоборот. Расположенные на черноморском побережье гостиницы уже заявили о росте цен на свои услуги на 30%. Отельеры пребывают в некоторой эйфории, ожидая, что теперь все россияне поедут к ним. «Поедут, только если не будет повышения цен. Даже при увеличении стоимости путевок на 15% уже можно ожидать стагнации в спросе. Ну а, следовательно, чем дороже будет отдых, тем больше людей предпочтут вовсе остаться дома», - считает Ломидзе.
Выездные турпотоки в следующем году в любом случае продолжат снижаться. Негативная тенденция очень хорошо прослеживается на примере московского авиаузла. Статистика Росавиации показывает, что за ноябрь международные перевозки сократились здесь на 18% по сравнению с тем же периодом прошлого года (в том числе, за счет банкротства «Трансаэро»). Майя Ломидзе обращает внимание, что даже в кризисном 2009 году не было такой отрицательной динамики. Туроператоры неприятные симптомы почувствовали на себе гораздо раньше. К концу года рынок недосчитался порядка 70% компаний. Сейчас в Россия осталось всего 685 туроператоров, предлагающих заграничные путевки. Остальные переориентировалась на внутренний рынок либо стали турагентствами. «В 2016 году количество турфирм на выездном направлении, скорее всего, сократится еще на 25%. Но если ситуация в стране ухудшится, на все 50%», - продолжает Ломидзе.
Оптимизм вселяет только одно: благодаря ослаблению рубля Россия получила колоссальное конкурентное преимущество по сравнению с другими туристическими направлениями у иностранцев. Это обстоятельство даже стало причиной невиданного до селе роста въездного турпотока, в первую очередь со стороны жителей Юго-Восточной Азии. Нами вдруг заинтересовались Иран и Индия. Туристы из этих стран хотят увидеть Сочи и олимпийские объекты. Другим трендом стали комбинированные туры по России и бывшим советским республикам.