Стоит обратить внимание на реакцию первого зампреда Банка Россия Сергея Швецова. Его удивило не само повышение ставки, а как раз комментарий. «Это было неожиданно для меня, что будет дан такой четкий сигнал», — честно признал Швецов.
ФРС не огорошивает рынки сенсационными действиями, а, наоборот, принципиально играет в открытую. Комментарий – это, конечно, не стопроцентная гарантия того, что будущее окажется именно таким, но все равно весьма ответственное заявление. Регулятор дорожит доверием рынков, сознавая, что это и есть его капитал.
С другой стороны, Брайан Дэвидсон из Capital Economics в записке, предназначенной клиентам компании, написал: повышение ставки может считаться «вотумом доверия» к экономике США.
Хорошо, ФРС не шулер, но какие карты в результате получили мы? Если в США фондовый рынок встретил подросшую, наконец, ставку с энтузиазмом: индексы Dow Jones и S&P 500 выросли на 1,3 и 1,45% соответственно, то для России важнейшее следствие действий ФРС – продолжающая дешеветь нефть (рубль сегодня колебался незначительно).
Цены на нефть начали снижаться сразу после того, как стало известно решение ФРС, по итогам 16 декабря нефть марки WTI подешевела на 4,9% до $35,52 (повлияла также публикация данных о росте запасов в США), Brent – на 3,3% до $37,19.
На рынках Азии утром 17 декабря нефть Brent уже дорожала более чем на 1%. Но потом тренд к снижению восстановился.
Brent снижалась на 0,88% - до 37,06 доллара за баррель. Цена январских фьючерсов на нефть марки WTI опускалась до 35,16 доллара за баррель. При этом в ходе торгов нефть марки WTI падала более чем на 5%, до 35,3 доллара за баррель. Так нефтяные котировки отыгрывают подорожание доллара. Все вполне ожидаемо.
Но это первый шаг с новой ставкой. Что произойдет на втором?
Оценки расходятся. Аналитики Росбанка успокаивают: реакция рынка на решение ФРС «оказалась минимальной». А Михаил Крылов, директор аналитического департамента ИК "Golden Hills - КапиталЪ АМ", настроен алармистки: «Нефть может вернуться к уровням 1998 года, когда в нынешних ценах стоила $18 за баррель. Курс доллара по отношению к рублю способен подскочить до сотни».
Кто прав? Вопрос можно задать иначе. Рынки долго ждали повышения ставки и, конечно, отыгрывали это событие заранее. Ставка, действительно, выросла. Насколько эта новость уже отыграна?
Хорошо бы, конечно, ответить на этот вопрос с точностью до трех знаков после запятой, но невозможно. А еще лучше доказать, что рубль – это тот самый вареный рак, для которого все худшее уже позади, но и это не получается.
Можно предположить, что на сегодня в падении цены нефти составляющая утяжеления доллара уже по большому счету отыграна. Это не значит, что нефть вот-вот пойдет вверх: вниз ее толкают и другие факторы: рост запасов, навес предложения над спросом.
Но это цветочки. Ягодки вызревают в том, что ФРС начала политику подорожания доллара тогда, когда регуляторы других важнейших валют, включая прежде всего ЕЦБ, продолжают проводить прямо противоположную политику.
Налицо приглашение к валютному шторму. Волной накроет прежде всего валюты развивающихся стран. Они могут получить новые импульсы к обесценению по отношению к доллару. ФРС, конечно, взвесила риски укрепления доллара для развития экономики США, и пришла к выводу причем это случилось не на последнем заседании, что созданный потенциал роста экономики США достаточен, чтобы эти угрозы преодолеть.
Рак-рубль еще поварится. Хотя дедолларизация российской экономики за счет санкций может, как ни странно, его поддержать.
Последние новости об эффекте повышения ставки ФРС США читайте в нашем сюжете