В качестве потенциальных целей исламистов собеседник агентства называет месторождения на территории Ливии и Египет – в частности, на Синайском полуострове. В то же время чиновник отмечает, что США, под руководством которых действует одна из антитеррористических коалиционных сил, готовы к нападениям боевиков ИГ на точки с «черным золотом» за пределами Сирия. Напомним, что ранее авиация США, а также российские ВКС неоднократно наносили удары по колоннам грузовиков, которые перевозили сырье, добытое на подконтрольных ИГ территориях.
Впрочем, опрошенные «МК» эксперты сомневаются в способности джихадистов достичь целей за пределами своего «территориального ядра». «На Синайском полуострове идут бои, – поясняет «МК» главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН профессор Георгий МИРСКИЙ. – Идет партизанская война против египетского Правительство РФ. Для этого ИГ нужно провести большое наступление, но тогда выступит вся египетская Армия. Ливия? А каким образом они могут перевозить ливийскую нефть? Через кого? Я никак себе этого не представляю».
По мнению эксперта, у исламистов остаются только фантастические сценарии – нападение на Саудовскую Аравию или Иран. «Преувеличивать военную мощь ИГИЛ не стоит, – отмечает Георгий Мирский. – У них нет авиации, нет танков и поэтому думать о том, что они могут противостоять государствам Персидского залива во главе с Саудовской Аравией, на стороне которых будет американская авиации, не надо. Где они еще могут достать нефть? В Иране? Иран их не допустит. В Иракском Курдистане боевиков остановили, когда они попытались пробиться к Эрбилю. А больше ничего нет. Остальные нефтедобычи – на шиитском юге в районе иракского города Басра».
По оценке американских властей, благодаря продаже нефти ИГ получает около 40 млн долларов в месяц. Основной причиной расширения нефтедобычи ИГ, по мнению экспертов, могут быть удары ВКС РФ и западной коалиции. «Действия коалиции против ИГ ставят под угрозу нефтепромысел группировки, – заявил «МК» руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий КУЗНЕЦОВ. – Это создает дополнительную опасность, и ИГ надо как-то диверсифицировать и увеличивать поступления нефти, искать новые месторождения… Доходы от нефти – один из основных источников финансировании организации. Понятно, что чем дольше эта организация существует, чем больше она пытается обеспечивать потребности населения, тем больше средств ей нужно. Постепенно возникнет потребность в еще больших средствах и выстраивании какой-то нормальной экономики, чего они пока что сделать не в состоянии».