Сохранение ставки неудивительно. Для ЦБ главная цель – снижение инфляции, а с ней ситуация тревожная. В ноябре год к году она составляет 15%, а дальше -- подкрепление от антитурецких санкций. Последнее признал и Дмитрий Медведев, правда на рынке есть ожидания, что уровень инфляции поднимется на 2 процентных пункта, премьер же говорил лишь о половине процентного пункта, но важен общий тренд. К тому же с ролью девальватора рубля прекрасно справляются нефтяные котировки, которые настолько уверенно ныряют к $40 за баррель, что Минфин буквально в день, когда Совет Федерации утвердил бюджет на 2016 год с $50 за баррель, уже предлагает его секвестрировать для начала на 5%.
Когда Банк Россия 30 октября оставил ставку в 11%, казалось, в следующий раз он ее точно снизит. Но негатив нарастает. Причем предвидеть сегодняшние нефтяные котировки, как и развитие отношений с Турцией, было невозможно. Это «черные лебеди» – события, которые не поддаются прогнозу, но оказывающие существенное влияние на жизнь, объяснить которые можно ретроспективно, но это объяснение не означает, что новые непредвиденные события не случатся. О «черных лебедях» захватывающе интересно пишет Нассим Талеб, философ-скептик по призванию и биржевой трейдер по профессии.
«Черные лебеди» это признак того, что жизнь богаче или хаотичнее наших часто оказывающихся догматичными представлений о ней. Как с ними уживаться? Во-первых, руководствоваться старым принципом: готовиться к худшему и надеяться на лучшее. Другими словами, в том же бюджете должен быть не просто страсс-сценарий, а именно заранее просчитанный стресс-бюджет, главным инструментом построения которого должны быть не ножницы и единственная гребенка, под которую предстоит резать расходы, а принципы, сохраняющие шансы не выживания, а развития, а значит, приоритет развития человеческого капитала. Во-вторых, не стоит приманивать разрушительных «черных лебедей», а они охотнее всего слетаются на всполохи войны.
Николай ВАРДУЛЬ,
главный редактор «Финансовой газеты»